На украинско-польской границе опять возникли проблемы. Сотни автомобилей скопились на пунктах пропуска, а их водители ждут разрешения от пограничников, чтобы вернуться домой или выехать в соседнюю Польшу. Люди проводят в изнурительном ожидании по несколько часов и жалуются, что бардак на пунктах пропуска расстраивает все их планы. "Апостроф" выяснял, почему стоит граница.
На этот раз без сбоев
Очереди на пропускных пунктах стали стремительно расти еще утром 8 декабря. Так, по информации Западного регионального управления Госпогранслужбы Украины с в 8 утра на границе застряло 890 автомобилей. За четыре часа работы пограничники пропустили не более 30 авто, остальных просили ждать. Самое значительное скопление авто было на четырех пунктах пропуска: "Рава-Русская"- 250 авто, "Краковец" - 200, "Устилуг" - 150 и "Шегини" — 120.
Подобная ситуация на границе была ровно неделю назад: в пунктах пропуска скопилось более полторы тысячи транспортных средств. Тогда в Госпогранслужбе списали все на технические проблемы: сбои в работе баз данных таможни. Сейчас таких сбоев нет. В этом "Апостроф" заверил пресс-секретарь Госпогранслужбы Олег Слободян. Однако очереди все равно появились снова.
"Никаких сопутствующих негативных факторов сейчас нет. Просто накопления транспортных средств в пунктах пропуска носят синусоидальный характер. Всегда ближе к выходным, если мы говорим об украинско-польской границе, поток автомобилей значительно увеличивается, поэтому ситуация прогнозируема и стандартна для этого участка границы, потом количество транспортных средств падает и вновь увеличивается ближе к концу недели", - пояснил ситуацию Олег Слободян.
Почему стоят
Один из "счастливчиков", Виталий Химчук, которому пришлось несколько часов простоять в пробке, рассказал "Апострофу", что за это время ему даже пришлось стать свидетелем ЧП. "Загорелась машина, просто моментально. Это еще хорошо, что люди не растерялись и быстро все потушили. Пока пограничник подходил, уже и успели потушить. Но кстати сами пограничники никто и никому ничего не объясняют, почему так долго приходится стоять", - жалуется Химчук.
А вот Евгений Крюков, которому пришлось простоять в пробке 14 часов, чтобы выехать из Украины в Польшу считает, что пробки на границе связаны с контрабандными схемами.
"Я стоял на пункте пропуска "Устилуг". Там вечно бардак, нервы уже не выдерживают. Люди стоят в живой очереди, а местные сигаретовозы едут боком и прямо на таможню, потому что у них там все уже давно схвачено. И проезжает их достаточно большое количество. Однажды даже активисты, которые стояли ближе к началу очереди, вызвали полицию, переписали всю очередь и пропускали по списку", - рассказал Евгений Крюков.
Источник "Апострофа" из бывшего руководства Госпогранслужбы назвал несколько проблем, которые становятся причиной постоянных очередей на западной границе Украины.
"Во-первых, это необустроенность инфраструктуры. Пункты пропуска на украинской стороне по своим техническим характеристикам просто неспособны пропускать большие объемы автомобилей, которые мы наблюдаем сегодня. Во-вторых, это проблема с технологией работы контрольных служб: таможенников и пограничников. Много разговоров ведется на эту тему, чтобы была одна остановка, были созданы нормальные условия для работы, но этого нет. Третья проблема - это малое пограничное движение. Неудобства тут создают легковые автомобили местных жителей, которые просто зарабатывают на пересечении границы, перевозя товары для продажи. Наконец, четвертая проблема заключается в грузовом транспорте. У наших пограничников отсутствуют элементарные технические средства. Например, заезжаешь на сопредельную территорию, и там стоит сканер, оборудование, а у нас вся проверка, в основном, происходит ручными методами. Эти проблемы ведь не вчера возникли, они существуют долгие годы, но решать их почему-то никто не спешит", - отметил собеседник издания.
Проблему с очередями констатируют и в самой Госпогранслужбе. Пограничники объясняли ухудшение ситуации увеличением транспортного потока. На работу пунктов пропуска, говорили в ГПС, также влияет движение владельцев транспортных средств иностранной регистрации, которые едут за границу с целью продления сроков пребывания в Украине.
В Госпогранслужбе также обозначили несколько путей решения проблемы с очередями: создание отдельных полос движения для участников малого пограничного движения, для граждан Украины и для иностранцев, размещение в елочном порядке кабин таможенного контроля, что позволит вдвое увеличить пропускную способность. Актуальным остается вопрос строительства новых пунктов пропуска и переоснащение существующих, подчеркнули пограничники.
На днях президент Петр Порошенко договорился с Польшей о выделении 100 млн долларов кредита. Эти деньги как раз и планируется направить на развитие инфраструктуры пунктов пропуска на украинско-польской границе. "Я благодарен польскому правительству за то, что было выделено 100 млн долларов кредита под 0,15% годовых на 30 лет за пятилетним льготным периодом", - благодарил Порошенко польского лидера Анджея Дуду.
Впрочем, источник "Апострофа" уверен, что существенным образом выделение кредита Польшей не снимет проблему очередей на границе. "В основном все эти деньги пойдут на строительство приграничных дорог, а не пунктов пропуска. Ведь сколько уже было разговоров об обустройстве пунктов пропуска, но дальше принятия правительственных постановлений и отдельных программ дело не движется, потому что выделяются копейки. На самом деле обустройством пунктов пропуска не должны заниматься пограничники, таможенники и те контрольные службы, которые там работают. Этим должны заниматься отдельные структуры, не связанные с контрольными органами. Тогда на государственной границе будет порядок", - резюмировал собеседник.