Сотрудник французского посольства и по совместительству заместитель директора и генеральный секретарь Французского института в Украине Кристоф Дюамель избил свою жену-украинку Ирину, с применением силы похитил их общего сына, у которого также украинское гражданство, и пытается подготовить документы для его вывоза во Францию. Французская сторона всячески помогает своему гражданину, между тем как украинские правоохранители лишь разводят руками, мол "он отец, и в своем праве". Похоже, нашему государству предпочтительнее закрыть глаза на нарушение прав своих граждан, чем ссориться с западным соседом.
Многие эксперты по внешней политике, как отечественные, так и зарубежные, говоря об Украине в контексте отношений с европейскими и американскими партнерами, нередко отмечают неумение, нежелание, а часто просто боязнь украинской дипломатии отстаивать позицию своей страны, иногда даже по жизненно важным для нее вопросам. Похоже, что комплекс "младшего брата", который мы успешно преодолели в отношениях с РФ, никуда не делся. Только теперь вместо северо-восточного соседа Украина заглядывает в рот соседям западным, спеша выполнить практически любые их прихоти, и порой закрывает глаза на действия, явно не отвечающие ее интересам, как государства.
Между тем, подобная "позиция меншовартості", помимо формирования политического отношения к Украине как к "стране второй роли", позволяет иностранцам пренебрежительно относиться к украинцам и на других уровнях - коммерческом, культурном, бытовом. Порой, в угоду иностранцам, Украина даже жертвует самым ценным, что у нее есть - своими детьми.
Весенне-французское обострение
Еще до встречи с героиней нашей истории, украинкой Ириной Руц, которую жестоко избил ее муж-француз, а затем украл их трехлетнего сына, "Апостроф" уже писал о другом аналогичном случае. В конце марта в Харькове отец, гражданин Франции, похитил у матери их общую трехлетнюю девочку. При этом мать он связал, а соседям, которые пытались помешать похищению, брызнул в лицо из газового балончика. Позже стало известно, что он незаконно пытался вывезти девочку за рубеж через румынскую границу, но был задержан полицейскими.
Случай с Ириной во многом напоминает эту историю - в нем также присутствует насилие француза в отношении матери-украинки и похищение ребенка. Однако особенной нашу историю делает то, что похитителем оказался не рядовой иностранец, а сотрудник посольства Франции Кристоф Дюамель. Он также является заместителем директора и генеральным секретарем авторитетной организации - Французского института в Украине, при участии которой, к слову, в эти дни в Украине проходит масштабная культурная программа "Французская весна".
"Ты из страны третьего мира, выгоню - будешь по мусорникам лазить"
Украинка Ирина и гражданин Франции Кристоф поженились в 2014 году. Однако работал француз в соседней Бельгии, поэтому пара все время проживала в этой стране. Спустя почти год, в октябре 2015-го, у них родился сын Луи, которому тогда же зарегистрировали французское гражданство во французском консульстве в Брюсселе. Спустя несколько месяцев, в феврале 2016 года, Луи получил гражданство Украины в нашем посольстве в Бельгии. К слову, по украинским законам это автоматически означает, что сын пары является исключительно гражданином Украины, поскольку наша страна, напомним, не признает двойного гражданства.
Вскоре в семье начался разлад, и в первую очередь - из-за неадекватного отношения супруга к Ирине.
"Понимаете, семейное насилие, оно ведь имеет разные формы. Например, вербальную. Я старалась быть хорошей женой и матерью, а в ответ слышала, что я, оказывается, "из страны третьего мира" и здесь, в Европе, никто. Сложно жить с человеком, который обещает отобрать сына, а тебя "уничтожить" и "заставить лазить по мусорникам", - рассказывает Ирина.
Нанес многочисленные "повреждения тупым предметом" - отдать ему ребенка!
Ирина и Кристоф некоторое время посещали семейного психолога, однако изменить отношение супруга это помогло мало. Летом 2018 года Кристофу предложили престижный контракт в Украине. И француз, который до того пренебрежительно отзывался о нашей стране, на удивление согласился поработать в "государстве третьего мира". Переезд в Украину пара попыталась использовать, как возможность наладить отношения. В августе 2018 года в Киев приехала Ирина с сыном, чтобы обустроить общую съемную квартиру, а в сентябре сюда же из Бельгии перебрался и Кристоф. Но разобраться в отношениях паре не удалось.
Пик кризиса пришелся на Новый год: в ночь праздника Кристоф жестоко, до потери сознания, избил Ирину, и, оставив ее избитой в квартире, забрал их сына и исчез в неизвестном направлении. Несколько оправившись от побоев, женщина вызвала полицейских и "скорую помощь".
На следующий же день Ирина отправилась в полицию написать заявление о действиях супруга, где получила направление на судмедэкспертизу. Врачи-судмедэксперты диагностировали у Ирины телесные повреждения по всему телу, "нанесенные тупым предметом".
Аналогичный диагноз, плюс ушиб головного мозга поставили Ирине и в клинике, куда она обратилась за лечением. В больнице Ирину продержали 8 дней, после чего рекомендовали принимать лекарства еще в течение 1,5 месяца и посещать психолога.
"Самое страшное, пожалуй, для меня было даже не в побоях. Я больше всего волновалось за то, что человек, готовый поднять руку на женщину, остается наедине с нашим маленьким сыном", - рассказывает Ирина.
Все время в больнице она пыталась связаться с Кристофом, чтобы узнать, в порядке ли ребенок и убедить привезти его к матери. Однако француз на контакт не шел. Отчаявшись убедить супруга, 14 января Ирина решилась подать заявление в полицию о похищении ребенка.
И вот тут-то, похоже, у украинских полицейских и сработал тот самый комплекс "младшего брата": они просто испугались француза с корочками, и отказались принимать заявление, мол, ребенок у отца-иностранца, да еще и дипломата и они ничего поделать не могут. И это, подчеркнем, в отношении лица, насилие которого в отношении жены было официально задокументировано!
Здесь стоит добавить, что хотя Кристоф Дюамель имеет определенный иммунитет, как сотрудник французского посольства, этот иммунитет никоим образом не распространяется на его действия, совершенные не при исполнении служебных обязанностей. Об этом, в частности, однозначно заявили в украинском МИД.
"В этом эпизоде, да, впрочем, как и в последующих, меня удивляют действия нашей полиции. Знают, что человек опасен, и оставляют на него моего сына, боясь ссоры с иностранным посольством. Вот, в Украине много говорят о неких "западных стандартах" жизни. Да за границей семейному насильнику бы на пушечный выстрел не разрешили подходить к ребенку!", - возмущается Ирина.
Отчаявшись вернуть сына с помощью полиции, Ирина решила искать помощи у начальства Кристофа, чтобы хоть то повлияло на сотрудника. Она обратилась к директору Французского института в Украине Селин Метель, советнику по культуре при посольстве Натали Берас, консулу Орели Моне. Однако в ответ получила лишь игнор, либо издевательские отписки с пожеланиями "хорошего нового года".
"Подозреваю, они даже могут понимать, что их соотечественник не прав. Но все равно, по сути, его защищают. Я, конечно же, возмущена их действиями, но еще больше возмущена бездействием своей страны, которая не защищает меня и моего ребенка, гражданина Украины", - говорит Ирина.
Увидеться с ребенком после ночи избиения Ирине удалось лишь 19 января. На следующий же день, из-за опасений новых вспышек гнева со стороны супруга, Ирина с Луи переехали на другую квартиру.
Проигранные суды и несудебные методы
Вслед за переездом Ирина начала судебный процесс против мужа-насильника, требуя развода и исключительного права проживания с ней ребенка. Первое заседание по этому вопросу должно было состояться в Шевченковском суде Киева 21 февраля. Однако оказалось, что ранее и Кристоф предпринял шаги в этом направлении, только… во французском суде, где также потребовал развода и определения места жительства ребенка с ним.
Одновременно адвокаты француза подали апелляционную жалобу в украинский суд, где потребовали перенести подсудность во Францию. В связи с этим заседание было отложено до рассмотрения этого вопроса.
Во французском суде Дюамеля ждал неприятный сюрприз - 5 марта тот вынес вердикт, в котором отказался рассматривать дело, решив, что оно имеет исключительно украинскую подсудность.
А 10 апреля вынес свое решение по апелляционной жалобе француза о переносе места рассмотрения и украинский суд, где также решил: рассматриваться дело должно в Украине. Рассмотрение этого вопроса должно быть назначено на ближайшие дни.
Возможно, именно это и подтолкнуло Кристофа Дюамеля на крайние и совсем уж неадекватные меры.
11 апреля доверенное лицо Ирины (а по сути человек, защищающий маленького Луи от возможных неприятностей) должен был отвезти ребенка в детский сад на улице Вильгельма Котарбинского в Киеве. Когда детское сидение с ребенком доставали из автомобиля, неожиданно подскочили трое крепких молодчиков, которые вырвали Луи из рук мужчины, а самого его с силой оттолкнули от ребенка. После чего похитители скрылись в неизвестном направлении на черном автомобиле Mercedes с номерами "S 005015" (обычно, буква S означает, что автомобиль обслуживает техперсонал международных организаций).
Конечно, Ирина тут же подала заявление в полицию о похищении сына. Но и после этого вопиющего случая, как и после избиения матери, украинские полицейские решили избрать позицию невмешательства: "ну, похитили ребенка, так иностранец же, бывает".
С момента похищения и по сегодняшний день Ирина не видела сына, и в буквальном смысле слова не находит себе места. Кроме того, она подозревает, что ребенка хотят вывезти за территорию Украины. По ее словам, ее постоянно достают из французского консульства с требованием предоставить старые французские документы Луи. Она по понятным причинам отказывается. Ведь Луи, напомним,- гражданин Украины. И по нашим законам второго гражданства у него быть не может.
Единственное, чего удалось добиться Ирине от украинских правоохранителей, это того, что адвокатская компания, представляющая интересы Кристофа (кстати, та самая, которая обеспечила ему мордоворотов для похищения) разрешила полицейским его увидеть и сфотографировать в конном клубе в селе Лесники в Киевской области. Ни узнать где ребенок живет, ни обеспечить его встречу с матерью - полицейские так и не смогли.
"Я очень переживаю за сына. Конечно же, есть все предпосылки, что, учитывая явно асоциальный тип поведения Кристофа, суд, который будет рассматривать мой иск, станет на нашу с Луи сторону. Однако по-прежнему остается риск, что Кристоф, раз уж он несколько раз предпочитал силовые варианты, попытается обойти закон и вывезти ребенка силой. Поэтому, я требую, чтобы мне прямо сейчас указали место жительства моего ребенка и обеспечили возможность с ним встречаться", - заявляет Ирина.
Характерная деталь. Когда эта статья готовилась к публикации, на мобильный Ирины позвонил некто, представившийся сотрудником одного из украинских правоохранительных органов. Не назвав ни фамилии, ни должности и звания этот человек попытался убедить ее не предавать огласке эту историю, поскольку она, мол, чревата дипломатическим скандалом.
Мы не знаем, был ли это действительно человек из органов, или нет. Но если так - хотелось бы обратиться к нему, как, в принципе, и ко всей украинской правоохранительной системе, а заодно и к дипломатам. Если вы будете прятать голову в песок, пытаться заминать подобные случаи - вы лишь докажете, что Украина - это вечный"младший брат" для остального мира. И так к нам будут относиться всегда. Потому что торговать своими детьми - самое последнее для страны дело.