Функции Нацгвардии продолжают будоражить чиновников и политиков. Так, летом прошлого года этот орган привлекли к патрулированию улиц. Осенью президент Владимир Зеленский пытался переподчинить Нацгвардию себе (правда, из этой затеи ничего не вышло). А сейчас, в разгар карантина, нардепы захотели существенно расширить полномочия военных, наделив их чисто полицейскими функциями. Зачем власть решила резко укрепить позиции силового блока, и что из этого выйдет, разбирался "Апостроф".
Новые полномочия
Законопроект №3105 о расширении полномочий Нацгвардии появился в парламенте еще в конце февраля. Он наделяет военных правоохранительными функциями, которые сейчас выполняют полицейские:
- Составлять протоколы об административных правонарушениях;
- Проводить личный досмотр и досмотр вещей правонарушителя;
- Осуществлять фото и видеосъемку;
- Задерживать и доставлять в полицию лиц, которые совершили или только подозреваются в совершении административного правонарушения.
Все эти новые функции Нацгвардии будут называться функциями "по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности", а те гвардейцы, которые будут этим заниматься, даже получат от МВД специальные жетоны. Ну чтобы все было по-взрослому.
Зачем это нужно?
Чтобы с общественным порядком все было в порядке.
"Принятие законопроекта позволит усилить правоохранительную составляющую деятельности Национальной гвардии Украины, повысит ее возможности в сфере обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка", - отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Сам командующий Нацгвардией генерал-лейтенант Николай Балан на заседании парламентского комитета по вопросам правоохранительной деятельности убеждал нардепов, что гвардейцам просто необходимы полицейские функции.
Ведь, во-первых, таким образом, существенно будет разгружена Нацполиция, которой не придется тратить время и выезжать на мелкую административку.
Такие аргументы руководства НГУ, на первый взгляд, выглядят действительно убедительно. Ну, в самом деле, если полиция не успевает справляться со своими обязанностями, так почему бы ей не помочь? Общественного порядка, тем более в воюющей стране, никогда не бывает много. Но это только на первый взгляд.
"По такой логике, это все равно, что попросить сейчас для Нацгвардии полномочия лечить больных, ведь это разгрузит врачей, - комментирует ситуацию "Апострофу" юрист, исполнительный директор ОО "Правозащитная инициатива" Михаил Каменев. – Если есть проблема с некомплектом в патрульной полиции, а это действительно так, давайте решать именно эту проблему. Патрульных полицейских - 14 тысяч человек. Нацгвардейцев в частях, которые привлекаются для охраны общественного порядка - 7 тысяч. Хотя и гвардейцев тоже некомплект. Получается, что патрульную полицию нужно усилить составом на 50%. Так почему же тогда не направить эти деньги, которые идут на подразделения НГУ по охране общественного порядка, на патрульную полицию? И кадры, в том числе. Чтобы НГУ занималась только военными функциями".
Во-вторых, по словам командующего НГУ, в Европе все военные формирования с правоохранительными функциями имеют право составлять административные протоколы, а в Украине у Нацгвардии такого права нет.
"Что значительно понижает наш статус и авторитет", - жаловался Балан.
Директор Центра исследований правоохранительной деятельности Олег Мартыненко рассказал "Апострофу", что практика выполнения военными специфических полицейских функций действительно есть в Европе.
"Но там, где существует военная полиция (карабинеры, жандармерия), то эти подразделения относятся к армии и ими руководит министр обороны. Да, они выполняют полицейские функции, но их начальник – министр обороны (в Украине НГУ подчиняется МВД, – "Апостроф"). Получается баланс сил, конкуренция и отсутствие монополии. У нас же есть монополия, которая, к тому же, увеличивается. В одних руках скапливается неоправданно большое количество властных полномочий", - отметил Олег Мартыненко.
К чему может привести такое нарушение баланса во власти, "Апострофу" пояснила юрист-криминалист Анна Маляр.
"Если баланс власти нарушать, например, расширять себе полномочия, как это делал Янукович или Порошенко, влияя на судебную власть, то это приводит только к повышению социального напряжения. Просто так играться с расширением полномочий в демократическом обществе очень опасно, - уверяет Маляр. – Социальное напряжение может дойти до революции или до того, что 73% протестного голосования показывают свое отношение к расширению властью своих полномочий. Это не просто законопроект, это норма, которая может разрушить установленную в обществе систему распределения полномочий и прав силовых структур".
Впрочем, в профильном комитете все же не устояли перед аргументами гвардейцев и порекомендовали коллегам нардепам принять законопроект 3105 за основу.
Рояль в кустах
Решение комитета обеспокоило правозащитников. Более двух десятков правозащитных организаций Украины подписались под заявлением, в котором призвали парламентариев не голосовать за законопроект.
"Изменения в законодательство могут привести к злоупотреблениям властными полномочиями со стороны должностных лиц НГУ и чрезмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина", - отмечается в тексте заявления.
Главное опасение правозащитников состоит в том, что даже полицейские еще не научились правильно составлять админпротоколы. Что уж говорить о гвардейцах, которые не имеют необходимых знаний и навыков.
Но вот так сюрприз: по словам Николая Балана, нацгвардейцы еще в 2019 году, по решению главы МВД, начали учиться составлять админпротоколы, поэтому переживать украинцам не о чем – выписывать штрафы им будут профессионалы.
Вот только зачем гвардейцы этому учились? Ведь, в 2019 году законопроекта 3105 не было и близко.
Впрочем, правильно или неправильно гвардейцы зафиксируют на бумаге факт админнарушения - еще не самая большая проблема для украинцев. В крайнем случае, суд просто отменит наказание.
Более серьезные риски эксперты видят, например, в предоставлении права НГУ на фото и видеосъемку. Это может привести к тому, что гвардейцы станут вести скрытое наблюдение за подозреваемым, то есть проводить негласные следственные действия, а на это, вообще-то, нужна санкция суда.
"То есть хотят на гвардейцев повести бодикамеры, как у полицейских, - говорит Каменев. – Но перед тем, как наделить Нацгвардию такими полномочиями, неплохо было бы навести в самой полиции порядок в этом плане. Ведь приказ, который регулирует использование такой техники, не выдерживает никакой критики: в нем не определены сроки хранения, доступа, защиты информации".
"Также в законопроекте сказано, что Нацгвардия сможет изымать "пневматическое оружие калибра более 4,5 миллиметра и скоростью полета пули более 100 метров в секунду…" и много всего другого. Но перечислены те параметры, которые имеет право определять не Нацгвардия, а криминалистическая экспертиза. То есть законодатель хочет наделить Нацгвардию не только дополнительными полномочиями, но еще и дополнительными знаниями и квалификацией", - отмечает Анна Маляр.
Компромиссный вариант
Но самое опасное, что коктейль из полицейских и военных полномочий в принципе противоречит Конституции, ведь в статье 17 сказано, что ВСУ и другие воинские формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан.
"Ведь полицейский, который не выполняет приказ начальника, максимум, что может получить, это дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы. Нацгвардеец, который не выполнит приказ начальника, может понести уголовную ответственность, включая лишение свободы, ведь он военнослужащий. Поэтому военнослужащий будет потенциально меньше думать о законности или незаконности приказа своего начальника, чем полицейский", - уверяет Михаил Каменев.
"Национальная гвардия изначально готовится именно как военное подразделение. Иными словами, военные готовятся убивать людей тем оружием, которое им легитимно предоставляет власть. А полиция учится задерживать и предупреждать преступления, как это предусмотрено законом. И эти функции изначально просто не совпадают", - добавляет Олег Мартыненко.
Впрочем, по словам Анны Маляр, возможен компромиссный вариант, при котором НГУ сможет получить дополнительные полномочия без ущерба для демократии.
"Расширение полномочий можно было бы ограничить определенной территорией и временем. Например, если НГУ берет участие в операции объединенных сил, то на территории операции Нацгвардии, вполне возможно, нужны дополнительные полномочия. Или такой пример: в стране введено чрезвычайное положение, полиция не может справиться, и ей на помощь приходит НГУ. В рамках того времени, пока действует чрезвычайное положение, Нацгвардии могут предоставляться дополнительные полномочия", - резюмировала Маляр.