Функции Нацгвардии продолжают будоражить чиновников и политиков. Так, летом прошлого года этот орган привлекли к патрулированию улиц. Осенью президент Владимир Зеленский пытался переподчинить Нацгвардию себе (правда, из этой затеи ничего не вышло). А сейчас, в разгар карантина, нардепы захотели существенно расширить полномочия военных, наделив их чисто полицейскими функциями. Зачем власть решила резко укрепить позиции силового блока, и что из этого выйдет, разбирался "Апостроф".

Новые полномочия

Законопроект №3105 о расширении полномочий Нацгвардии появился в парламенте еще в конце февраля. Он наделяет военных правоохранительными функциями, которые сейчас выполняют полицейские:

- Составлять протоколы об административных правонарушениях;

- Проводить личный досмотр и досмотр вещей правонарушителя;

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

- Осуществлять фото и видеосъемку;

- Задерживать и доставлять в полицию лиц, которые совершили или только подозреваются в совершении административного правонарушения.

Все эти новые функции Нацгвардии будут называться функциями "по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности", а те гвардейцы, которые будут этим заниматься, даже получат от МВД специальные жетоны. Ну чтобы все было по-взрослому.

Зачем это нужно?

Чтобы с общественным порядком все было в порядке.

"Принятие законопроекта позволит усилить правоохранительную составляющую деятельности Национальной гвардии Украины, повысит ее возможности в сфере обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка", - отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Сам командующий Нацгвардией генерал-лейтенант Николай Балан на заседании парламентского комитета по вопросам правоохранительной деятельности убеждал нардепов, что гвардейцам просто необходимы полицейские функции.

Ведь, во-первых, таким образом, существенно будет разгружена Нацполиция, которой не придется тратить время и выезжать на мелкую административку.

Такие аргументы руководства НГУ, на первый взгляд, выглядят действительно убедительно. Ну, в самом деле, если полиция не успевает справляться со своими обязанностями, так почему бы ей не помочь? Общественного порядка, тем более в воюющей стране, никогда не бывает много. Но это только на первый взгляд.

"По такой логике, это все равно, что попросить сейчас для Нацгвардии полномочия лечить больных, ведь это разгрузит врачей, - комментирует ситуацию "Апострофу" юрист, исполнительный директор ОО "Правозащитная инициатива" Михаил Каменев. – Если есть проблема с некомплектом в патрульной полиции, а это действительно так, давайте решать именно эту проблему. Патрульных полицейских - 14 тысяч человек. Нацгвардейцев в частях, которые привлекаются для охраны общественного порядка - 7 тысяч. Хотя и гвардейцев тоже некомплект. Получается, что патрульную полицию нужно усилить составом на 50%. Так почему же тогда не направить эти деньги, которые идут на подразделения НГУ по охране общественного порядка, на патрульную полицию? И кадры, в том числе. Чтобы НГУ занималась только военными функциями".

picture Фото: УНИАН

Во-вторых, по словам командующего НГУ, в Европе все военные формирования с правоохранительными функциями имеют право составлять административные протоколы, а в Украине у Нацгвардии такого права нет.

"Что значительно понижает наш статус и авторитет", - жаловался Балан.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Директор Центра исследований правоохранительной деятельности Олег Мартыненко рассказал "Апострофу", что практика выполнения военными специфических полицейских функций действительно есть в Европе.

"Но там, где существует военная полиция (карабинеры, жандармерия), то эти подразделения относятся к армии и ими руководит министр обороны. Да, они выполняют полицейские функции, но их начальник – министр обороны (в Украине НГУ подчиняется МВД, – "Апостроф"). Получается баланс сил, конкуренция и отсутствие монополии. У нас же есть монополия, которая, к тому же, увеличивается. В одних руках скапливается неоправданно большое количество властных полномочий", - отметил Олег Мартыненко.

К чему может привести такое нарушение баланса во власти, "Апострофу" пояснила юрист-криминалист Анна Маляр.

"Если баланс власти нарушать, например, расширять себе полномочия, как это делал Янукович или Порошенко, влияя на судебную власть, то это приводит только к повышению социального напряжения. Просто так играться с расширением полномочий в демократическом обществе очень опасно, - уверяет Маляр. – Социальное напряжение может дойти до революции или до того, что 73% протестного голосования показывают свое отношение к расширению властью своих полномочий. Это не просто законопроект, это норма, которая может разрушить установленную в обществе систему распределения полномочий и прав силовых структур".

Впрочем, в профильном комитете все же не устояли перед аргументами гвардейцев и порекомендовали коллегам нардепам принять законопроект 3105 за основу.

Рояль в кустах

Решение комитета обеспокоило правозащитников. Более двух десятков правозащитных организаций Украины подписались под заявлением, в котором призвали парламентариев не голосовать за законопроект.

"Изменения в законодательство могут привести к злоупотреблениям властными полномочиями со стороны должностных лиц НГУ и чрезмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина", - отмечается в тексте заявления.

Главное опасение правозащитников состоит в том, что даже полицейские еще не научились правильно составлять админпротоколы. Что уж говорить о гвардейцах, которые не имеют необходимых знаний и навыков.

Но вот так сюрприз: по словам Николая Балана, нацгвардейцы еще в 2019 году, по решению главы МВД, начали учиться составлять админпротоколы, поэтому переживать украинцам не о чем – выписывать штрафы им будут профессионалы.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

picture Фото: УНИАН

Вот только зачем гвардейцы этому учились? Ведь, в 2019 году законопроекта 3105 не было и близко.

Впрочем, правильно или неправильно гвардейцы зафиксируют на бумаге факт админнарушения - еще не самая большая проблема для украинцев. В крайнем случае, суд просто отменит наказание.

Более серьезные риски эксперты видят, например, в предоставлении права НГУ на фото и видеосъемку. Это может привести к тому, что гвардейцы станут вести скрытое наблюдение за подозреваемым, то есть проводить негласные следственные действия, а на это, вообще-то, нужна санкция суда.

"То есть хотят на гвардейцев повести бодикамеры, как у полицейских, - говорит Каменев. – Но перед тем, как наделить Нацгвардию такими полномочиями, неплохо было бы навести в самой полиции порядок в этом плане. Ведь приказ, который регулирует использование такой техники, не выдерживает никакой критики: в нем не определены сроки хранения, доступа, защиты информации".

"Также в законопроекте сказано, что Нацгвардия сможет изымать "пневматическое оружие калибра более 4,5 миллиметра и скоростью полета пули более 100 метров в секунду…" и много всего другого. Но перечислены те параметры, которые имеет право определять не Нацгвардия, а криминалистическая экспертиза. То есть законодатель хочет наделить Нацгвардию не только дополнительными полномочиями, но еще и дополнительными знаниями и квалификацией", - отмечает Анна Маляр.

Компромиссный вариант

Но самое опасное, что коктейль из полицейских и военных полномочий в принципе противоречит Конституции, ведь в статье 17 сказано, что ВСУ и другие воинские формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан.

"Ведь полицейский, который не выполняет приказ начальника, максимум, что может получить, это дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы. Нацгвардеец, который не выполнит приказ начальника, может понести уголовную ответственность, включая лишение свободы, ведь он военнослужащий. Поэтому военнослужащий будет потенциально меньше думать о законности или незаконности приказа своего начальника, чем полицейский", - уверяет Михаил Каменев.

"Национальная гвардия изначально готовится именно как военное подразделение. Иными словами, военные готовятся убивать людей тем оружием, которое им легитимно предоставляет власть. А полиция учится задерживать и предупреждать преступления, как это предусмотрено законом. И эти функции изначально просто не совпадают", - добавляет Олег Мартыненко.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Впрочем, по словам Анны Маляр, возможен компромиссный вариант, при котором НГУ сможет получить дополнительные полномочия без ущерба для демократии.

"Расширение полномочий можно было бы ограничить определенной территорией и временем. Например, если НГУ берет участие в операции объединенных сил, то на территории операции Нацгвардии, вполне возможно, нужны дополнительные полномочия. Или такой пример: в стране введено чрезвычайное положение, полиция не может справиться, и ей на помощь приходит НГУ. В рамках того времени, пока действует чрезвычайное положение, Нацгвардии могут предоставляться дополнительные полномочия", - резюмировала Маляр.