RU  UA  EN

четверг, 2 мая
  • НБУ:USD 39.30
  • НБУ:EUR 41.95
НБУ:USD  39.30
Общество

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Мнение

Катастрофа МН17: почему ошибся зенитный расчет

Боевики на месте падения самолета Фото: v-variant.com.ua

В пятницу, 17 июля, исполняется шесть лет со дня катастрофы малазийского Boeing, выполнявшего рейс МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур. Самолет был сбит в небе над Донбассом ракетой, выпущенной из зенитного ракетного комплекса "Бук", прибывшего из России. В результате погибли все 298 человек, находившиеся на борту. В очередную годовщину этого трагического события свою версию того, как мог быть уничтожен этот Boeing, изложил журналист, эксперт по военным вопросам Денис Попович. В своей колонке он рассказывает о вероятной роли зенитчиков - неизвестных до сих пор военнослужащих российской армии, которые непосредственно запустили ракету.

Пассажирский Boeing, выполнявший рейс МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур потерпел катастрофу 17 июля 2014 года. Его обломки рухнули на землю на территории, контролируемой боевиками незаконной ДНР. Погибли все 298 человек, находившихся на борту. Официальное расследование выяснило, что Boeing был сбит зенитной управляемой ракетой (ЗУР) 9М38, выпущенной из зенитного ракетного комплекса "Бук", а точнее - из самоходной огневой установки, являющейся одним из элементов данного комплекса. Запуск был произведен из района города Снежное на востоке Украины. Согласно данным официального международного расследования, которое провела Объединенная следственная группа (JIT), эта машина прибыла из России и принадлежит 53-й курской зенитно-ракетной бригаде.

Называются также имена лиц, причастных к уничтожению самолета. По версии следствия, это Сергей Дубинский, отставной офицер ГРУ армии России, Олег Пулатов, подполковник запаса ВДВ армии России, Леонид Харченко, гражданин Украины, командир "разведподразделения ГРУ" незаконной ДНР, а также Игорь Гиркин (Стрелков), главарь боевиков и министр обороны так называемой ДНР. Но эти люди не являются зенитчиками, не входили в боевой расчет, а значит, не могли находиться внутри машины и запустить ракету. Следствие почти не освещает роль военнослужащих (их полные имена и фамилии неизвестны или не раскрываются), которые непосредственно сбили самолет. Мы попытаемся это сделать сами.

Случайная жертва

Автор этого материала изучал ЗРК 9К37 ("Бук-М1"). Знание основных принципов работы этого комплекса позволяет выдвинуть собственную версию событий. Подчеркивая всю чудовищность данного преступления, следует признать, что пассажирский Boeing оказался случайной жертвой. Сбить планировалось военно-транспортный Ан-26 Воздушных сил Украины (который по ряду причин в заданный район не прилетел).

Об этом свидетельствует первоначальная реакция главаря террористов ДНР Игоря Гиркина (Стрелкова). Сразу после падения самолета он написал в соцсетях восторженное сообщение о том, что в районе Тореза был сбит Ан-26. "Предупреждали же не летать в нашем небе", - добавил Гиркин, выдавая демонстративный характер этой акции. Боевикам тогда сильно мешала работа украинской авиации, и демонстрация того, что в распоряжении террористов появились сильные средства ПВО, являлась важным психологическим моментом.

Когда стало понятно, что рухнувшая "птичка" - не транспортник, а пассажирский Boeing, Стрелков удалил свое сообщение. Но слишком многие пользователи успели сделать скрин, поэтому полностью замести следы главарю террористов не удалось. Момент с Ан-26 нужно запомнить - он достаточно важен.

Женщина плачет у посольства Нидерландов в КиевеФото: Getty images

Позже Стрелков во многих своих интервью доказывал, что "ополченцы" не могли сбить и не сбивали Boeing - и тут ему следует верить, потому что подготовка расчета для самоходной огневой установки 9К37 занимает довольно продолжительное время, которого у боевиков просто не было. Не говоря уже о том, чтобы провести тренировочные стрельбы и боевое слаживание, что необходимо даже для подготовленных специалистов, если бы они вдруг оказались в распоряжении Гиркина.

Поэтому, исходя из официальных данных следствия, совершенно очевидно, что действовал хорошо подготовленный российский экипаж. Это второе важное обстоятельство, к которому мы вернемся позднее.

Как работает ЗРК "Бук"

Что же такое ЗРК 9К37 ("Бук") и как он действует? Это дивизионный зенитный ракетный комплекс средней дальности. В модификации М1 он способен поражать воздушные цели на высоте до 22 и на дальности в 35-39 километров. То есть летевший на высоте в 10 км Boeing для него - вполне "удобоваримая" цель. Основными элементами ЗРК являются станция обнаружения целей (СОЦ - 9С18), пункт боевого управления (9С470), самоходные огневые установки (СОУ). Каждая СОУ несет на себе по 4 зенитные ракеты и оснащена радиолокационной станцией для обнаружения целей. Кроме того, есть пускозаряжающие установки (ПЗУ). Но на них нет своей РЛС. Назначение ПЗУ - перезаряжать огневые установки в полевой обстановке. Для этого они снабжены специальным манипулятором и носят на себе дополнительный запас из 4 ракет.

Две СОУ и одна ПЗУ образуют батарею. Три батареи образуют дивизион. Действующая в составе дивизиона станция обнаружения целей, сканирует воздушное пространство в радиусе до 120 километров и передает полученную информацию на пункт боевого управления (ПБУ). Туда же стекаются все данные, полученные с РЛС самоходных огневых установок. На ПБУ вся эта информация обрабатывается, выделяются приоритетные цели и передаются соответствующие команды обратно на батареи. Такой обмен данными идет постоянно. Он позволяет управлять боевой работой дивизиона в режиме реального времени.

Так работает дивизион. Но 17 июля 2014 года было все иначе. На Донбасс доставили только одну самоходную огневую установку. Одиночная СОУ тоже может выявлять, брать на сопровождение и сбивать цели, действуя в автономном режиме и сканируя определенный сектор воздушного пространства. Информация о происходящем в небе отображается на специальном индикаторе, который находится перед глазами у оператора в виде ярких световых отметок. Боевой расчет получает данные, как минимум, о высоте, скорости полета воздушной цели, а также о расстоянии до нее. Это третий важный момент, который нужно запомнить.

Что произошло на Донбассе

Наконец, мы должны помнить о том, что российская сторона, пытаясь отвести от себя обвинения в причастности к катастрофе и обвинить во всем Украину, приводила различные аргументы. Одним из таких аргументов было то, что комплексы "Бук" с ракетами типа 9М38 давно сняты с вооружения российской армии, а значит, не могли использоваться на Донбассе. Тогда как в украинской армии "Бук-М1" все еще активно эксплуатируется и стоит на вооружении. Указывалось даже на "украинское" происхождение зенитной ракеты, обломки которой были найдены на месте падения МН17.

Реконструированная из обломков кабина самолета Boeing 777Фото: Getty images

Действительно в РФ уже разработали более новые модификации "Буков". Но это совершенно не говорит о том, что все старые системы в России уничтожены и утилизированы. На протяжении всей войны Россия "скармливала" боевикам Л/ДНР именно устаревшее оружие, а в 2014 году, когда РФ старательно скрывала свое присутствие на Донбассе, все "посылки" из российского "военторга" вообще представлялись как трофеи, "отжатые" "ополченцами" у ВСУ. Под эту концепцию вполне подходил старый, но все еще готовый к использованию "Бук". И теперь мы понимаем, почему его переброска на Восток Украины была секретным мероприятием, о котором знал очень ограниченный круг лиц. И, конечно, такую миссию можно было доверить только очень опытному расчету. Зенитчикам предстояло действовать практически в одиночку, без прикрытия, без связи с командованием и с риском быть уничтоженными сразу после запуска ракеты.

Для выполнения боевой задачи расчету, в принципе, требовалось немного информации: прибыть в заданный район и, действуя в автономном режиме, сбить воздушную цель, которая должна появиться в определенном направлении и в определенное время. И здесь возникает вопрос, знал ли командир о том, что сбивать нужно именно Ан-26? Если знал, то у него неизбежно могли возникнуть вопросы, потому что Boeing летел вдвое выше и вдвое быстрее, чем в принципе способен летать Ан-26. Это обстоятельство не могло укрыться от опытных специалистов, которые, как мы помним, могли судить о высоте и скорости полета цели по показаниям на индикаторе. Но военные не задают вопросов, а выполняют приказ. Да и не было в той ситуации никого, кто мог бы на эти вопросы ответить.

Но, скорее всего, зенитчики в целях секретности вообще не были посвящены в какие-либо детали. Возможно, они даже не знали, что их перебрасывают в Украину либо предполагали, что едут на учения, которые будут проходить в обстановке, максимально приближенной к боевой. В их задачу просто входило взять на сопровождение и сбить некую воздушную цель, которая появится в определенном секторе воздушного пространства в определенное время. После выполнения боевой задачи предписывалось срочно покинуть стартовую позицию.

Как мы знаем, выполнив эту задачу, машина вместе с экипажем была возвращена обратно в Россию. Поэтому о содеянном российские зенитчики могли узнать только на родине. Свидетельские показания участников боевого расчета огневой установки могли бы пролить свет на то, что произошло 17 июля 2014 года. Но вряд ли мы что-то узнаем об этих людях - скорее всего, их уже нет в живых.

Читайте также

Начинаем с Пасхи: главные праздники мая в Украине

В мае будет несколько больших праздничных дат, которые украинцы всегда отмечают в кругу семьи или с друзьями

Где преступление? По делу о хищении у Нафтогаза 2,2 млрд. грн. отсутствуют убытки

Ярослав Дубневич намерен обратиться в Европейский суд по правам человека

Перезагрузка мобилизации и новые правила для водителей: главные изменения для украинцев в мае

Самые главные изменения в Украине в последний месяц весны - коснутся большинства украинцев