Украина требует взамен днепровской воды в Крым конкретные вещи. Для многих в Москве может показаться, что Киев требует непомерно много, в то время как в Украине, наоборот, многие посчитают, что украинская сторона уж очень уступчива. На самом деле, это реальное прагматическое требование за воду в Крым. Своим мнением по этому поводу делится на "Апострофе" посол Украины в Хорватии и Боснии и Герцеговине в 2010-2017 годах Александр Левченко.
Северо-Крымский канал (СКК) был построен в 60-70-х гг. ХХ века для обеспечения водой засушливых территорий Херсонской и Крымской областей Украины с забором воды из специально построенного в нижнем течении Днепра Каховского водохранилища. До 2014 г. СКК обеспечивал Крым на 82-85% от общего забора воды.
В апреле 2014 г. подача воды из Днепра в Крым была прекращена. Оккупационные российские власти стали массово строить скважины по всей территории полуострова. Подземной воды хватило на несколько лет, и сейчас ситуация стала резко ухудшаться в связи с засухой. Для обеспечения водой населения у Крыма есть собственные ресурсы, а вот что касается промышленных и военных объектов, то воды явно не хватает, даже используя режим строгой экономии. В Кремле заговорили о якобы надвигающейся гуманитарной катастрофе. А на самом деле Крым просто превратили в огромную военную базу, которая резко увеличила потребление воды.
Читайте также: Крымские игры Кремля: в чем риски для Украины
Представители Москвы стали обращаться в международные организации, мол, Киев не соблюдает международное гуманитарное право, однако согласно Женевской конвенции, на оккупированной территории агрессор сам своими силами должен обеспечивать все необходимые жизненные потребности населения. Поэтому восстановление транспортировки днепровской воды на оккупированную территорию, где находится огромное количество российских войск и тяжелого вооружения, даже за очень высокую цену было бы необдуманным шагом для национальных интересов. Вместе с тем проблему восстановления деятельности СКК Украина могла бы увязать с определенными важными политическими требованиями к РФ.
Первое. Немедленное выполнение российской стороной п.10 Минских соглашений – "Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп". Это сразу упростило бы выполнение многих решений в рамках "нормандского формата" и создало хорошие предпосылки для скорого возвращения временно оккупированной территории Донбасса.
Второе. Возврат Украине Армянска и Красноперекопска. Это небольшая территория на севере полуострова, практически только перешеек, но на ней находится 45% всего промышленного потенциала АРК. Передача КремлемАрмянска и Яны Капу (Красноперекопска), с одной стороны, станет возвращением части украинских территорий, а с другой стороны, будет своеобразной гарантией Киева Москве, что перекрытия водоснабжения полуострова не произойдет, так как в этом районе не построена водная заглушка.
Третье. Киев никоим образом не отказывается от остальной территории Крыма.Рано или поздно деоккупация полуострова под внимательным международным контролем должна произойти согласно принципам и нормам международного права.
Принятие таких условий для РФ было бы непростым решением, вместе с тем и Украина требует взамен днепровской воды конкретные вещи. Для многих в Москве может показаться, что Киев требует непомерно много, в то время как в Украине, наоборот, многие посчитают, что украинская сторона уж очень уступчива. На самом деле, это реальное прагматическое требование за воду в Крым, ибо выполнение РФ ст.10 есть всем ценным, что есть для украинской стороны в минском документе, а с получением перешейка на линии Армянск-Красноперекопск, Киев уже одной ногой вступает в Крым. Причем Украина получает территорию, которая есть самоокупаемой и даже прибыльной, в отличие от всего полуострова, который глубоко дотационный. Кроме того, Кремлю придется менять свою Конституцию и ряд законов, которыми он хотел юридически "запечатать" в национальном законодательстве вопрос принадлежности полуострова России, а это будет важным прецедентом.
Реально, Кремль на такое предложение, может, и не пойдет, но это для Москвы точно возможность решения вопроса водообеспечения полуострова, а для Киева - серьезный жест в направлении политического решения по Донбассу и избегания политических инсинуаций РФ по Крыму на международной арене. Поскольку не исключается возможность прямой российской агрессии на юг Украины под прикрытием пробивания коридора до Днепра, якобы "для спасения от смерти населения полуострова от жажды". Скорее всего, РФ не пойдет на силовое решение проблемы, но дело в том, что Кремль уже не раз доказывал непредсказуемость своей политики. В этом и есть опасность для Украины.