RU  UA  EN

суббота, 23 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

Орнамент - это код нации, и белорусский протест должен быть увековечен в вышивке – художница Руфина Базлова

Руфина Базлова Фото: facebook.com/rufina.bazlova

В соцсетях все большее внимание привлекают работы 30-летней художницы из Беларуси РУФИНЫ БАЗЛОВОЙ. Девушка, живущая в Праге, изображает протест в стиле орнаментов народной вышивки.

"Апостроф" пообщался с художницей, узнал, сколько времени занимает один такой проект, и почему ее увлекли протестные настроения.

- Где вы сейчас живете?

- В Праге. Я переехала в Чехию 12 лет назад на учебу и решила остаться – за все это время обзавелась контактами, работой. Сначала была в Пльзене, а потом в Праге. Сейчас работаю стенографом-иллюстратором, делаю куклы и костюмы для кукольных спектаклей. Еще мы с друзьями собрали театральную труппу из трех человек "Селедка под шубой".

- Ваши работы – это ручная вышивка?

- Мне бы очень хотелось, чтобы это было так, но в таком ритме, я просто не успеваю вышивать. Поэтому это прототипы для вышивок. Это коллаж цифровой графики и льна. Это, кстати, не первая моя работа в такой технике. Когда-то я вышивала комикс на платье – "Женокол". Это была такая выдуманная мифологическая история о том, как амазонки "плодятся", если они живут без мужчин. А сейчас я решила вернуться к этой технике.

Орнамент для меня – это код, язык, национальная история, которая записывается таким образом. Я считаю, что события, которые сейчас происходят, должны быть записаны таким кодом.

- Сколько времени занимает такая работа? Например, сколько вы делали "Диджеев"?

- "Диджеев" делала полдня. За один день я успела сделать только эту работу. Там некоторые моменты повторяются. Когда они копируются, работа идет быстрее. А вот придумать детали, чтобы это было как орнамент, а не просто фрагменты, сложенные друг за другом – это не так быстро. Работаю в программе Illustrator.

- А если вышивать?

- Ну, "Диджеи" заняли бы 2-3 дня работы с перерывом только на сон и еду. Там, где изображены бегущие протестующие и ОМОН – где-то 3,5 дня, хотя там и немного красного.

Фото: facebook.com/rufina.bazlova

- Почему вы решили поддержать протест в Беларуси?

- Потому что я считаю, что перемены должны уже наконец-то прийти. Так случилось, что я всегда была аполитичной. Но я думаю, что ситуация с коронавирусом, экономическая обстановка сильно подмочила репутацию главы нашего государства. Бывшего. Потому я считаю своим долгом выразить свою позицию – и вот сейчас я уже не могу отступить, моя позиция везде видна, мои изображения разлетелись по всем соцсетям.

- То есть народ находит что-то близкое, понятное и "древнее" в ваших работах?

- Наверное, да. Из-за того, что техника совмещает в себе что-то традиционное и актуальное.

- Вам бы хотелось, чтобы ваши работы изображались на скатертях, белорусских рушниках, рубахах?

- (Смеется) Хороший вопрос. Я думаю, что раз эта идея оттуда вышла, то было бы классно, если бы она туда и вернулась. Это народная история, проявленная в творчестве. Не знаю, правильная ли форма – рушники и скатерти. Но на поясах – вполне может быть.

Фото: facebook.com/rufina.bazlova

- Вы возвращались в Беларусь после того, как выехали оттуда?

- Да, старалась каждый год.

- В Украине многие завидуют качеству жизни в Беларуси. Говорят, что при "бацьке" хорошие дороги, вкусная сгущенка, никто не ворует.

- Серьезно? (Смеется). Чужой огород всегда дает лучший урожай. Несомненно, что все перечисленное там есть. Но какой ценой?

- Если сравнивать Беларусь и Чехию – в чем ощущается наибольшая разница?

- Она колоссально чувствуется в том, что касается проявления свободы, минимальных своих прав. Помню, когда мы первый раз сюда приехали, первое, что подумала – а что, так можно?

Например, что касается искусства. Для того чтобы сделать выставку в Беларуси, надо много работать, отделить "хорошие" эскизы от "плохих", чтобы их оценили несколько человек. Нужно долго простоять в очереди на выставку в галерею. И мне все время казалось – это очень долгий процесс, я к этому не готова, я до этого еще не доросла. Мы удивились, что как только приехали, - ребята-чехи через три недели устроили выставку. Все было по-панковски, в каком-то подвале. Но ребята организовали выставку без всяких проблем. Вот что меня поразило – принцип "я хочу – и я делаю", и меня никто не остановит.

Фото: facebook.com/rufina.bazlova

- Сергей Михалок – фронтмен группы Brutto и бывший лидер группы "Ляпис Трубецкой" – не дает четкого ответа, на чьей он стороне. По вашему мнению, это нормально, что творческие люди в Беларуси отмалчиваются.

- Мне кажется, что это дело каждого из них. Не могу их судить. Не имею права. Может, у них другие проблемы в жизни.

- Как считаете, получится ли сместить Лукашенко?

- Не знаю. Очень хотелось бы, наверное. Но легко не будет. Я очень надеюсь, что белорусскому народу хватит мужества и сил. Это будет жесткий бой, очень. Я не знаю, что может остановить насилие ОМОНа. Сейчас много людей все еще зомбированы. Верят, что на протесты ходят наркоманы и пьяницы, и что это все – нарушение правопорядка.

- Какие у вас планы на будущее?

- Мне бы хотелось продолжить работать в этой технике. Эти картинки – наметки для более крупного проекта. Хотела бы сделать комикс о выборах 2020 года. Возможно, он будет с элементами мифологического стиля, но точно не документальным.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Общество

Читайте также