RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Есть ли у нас план: в чем хорватский опыт похож на Минские соглашения

Не стоит записывать Витольда Фокина в "зрадники"

Не стоит записывать Витольда Фокина в "зрадники" Витольд Фокин Фото: wikipedia.org

Нет большего внутренне и внешнеполитического приоритета для Украины, чем возвращение временно оккупированных территорий. Реализации этой цели должна быть подчинена деятельность всех трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной, а также четвертой – медиа, которая обязана сражаться с российской информационной агрессией, начавшейся еще задолго до захвата Крыма и части Донбасса. На сегодняшний день Минские соглашения являются единственной "дорожной картой" урегулирования конфликта на востоке. К слову, Минск-2 во многом созвучен так называемому "хорватскому сценарию", о котором любят вспоминать в нашей стране. Такое мнение высказал "Апострофу" посол Украины в Хорватии и Боснии и Герцеговине в 2010-2017 годах Александр ЛЕВЧЕНКО.

Для решения вопроса мирной реинтеграции временно оккупированных территорий Донбасса у нас есть Минские соглашения, но на протяжении пяти лет после их подписания мы так и не смогли до конца выполнить даже несколько первых пунктов, касательно разведения сторон, установления режима тишины и обмена всех удерживаемых лиц. С избранием нового президента Украины, этот процесс был активизирован. После трехгодичной паузы, в декабре 2019 года был проведен саммит на уровне глав государств и правительств стран Нормандского формата, который четко выступил за реализацию Минских соглашений, конечной целью которых является возврат неподконтрольных территорий Украине.

Недавно произошли изменения в руководстве украинской части Трехсторонней контактной группы. Ее, после Леонида Кучмы, возглавил первый президент Украины Леонид Кравчук, а первым заместителем стал первый премьер-министр независимой Украины Витольд Фокин. Многих эти кадровые назначения удивили, но не нужно забывать, что это те люди, которые реально привели Украину к независимости. Поэтому проблематику Минского процесса им особо объяснять не надо, а их опыт может пригодиться во время переговорного процесса в ТКГ.

Но что интересно, когда Фокин процитировал три пункта Минских соглашений, заявив, что будет работать над их имплементацией, то был сразу записан радикальными силами и рядом политических партий в "зрадники". Главное обвинение - имплементация Минска приведет Украину к разрушению.

Что же, давайте разберемся, как Украина может и должна себя повести на Донбассе.

Напомню, что радикалы и националисты предлагают решить вопрос деоккупации военным путем, то есть отвоевать временно оккупированные территории. К чему это может привести? К широкомасштабной войне с Россией, которая направит на Донбасс дополнительную мощную группировку своих войск. Это может нанести украинской армии значительные потери, а также существенно расширить площадь оккупированных территорий. Это катастрофический сценарий для Украины, который радикалы хотят представить как отвечающий национальным интересам.

Еще одна группа политических сил также настроена против существующих Минских соглашений - она предлагает подписать Минск-3 на более выгодных для Украины условиях. Никто в Украине не против нового, более благоприятного мирного плана, но его не собираются подписывать Москва и боевики. Поэтому в реальности - это консервирование сложившейся ситуации. Собственно, этого и добивается эта группа политических сил. Рядом с ними находятся те, которые открыто говорят, что нужно заморозить конфликт, фактически настаивая на его решении через 50-100 лет. Их тоже особо не интересует политика возвращения оккупированной части Донбасса - мол, дончане сами еще попросятся в Украину, а мы еще подумаем, принимать их, или нет.

Есть также рьяные противники Минских соглашений и возвращения оккупированного Донбасса. Они хотят от него отказаться, заявляя, что там живет "вата", там нет наших политических сторонников, а значит, зачем они нужны Украине. Пусть интегрируются с Москвой, а мы - с Евросоюзом. Только эти силы забывают, что так называемые "ЛДНР" ставят своей задачей при помощи России овладеть всей территорией Луганской и Донецкой областей. Если вы добровольно отдаете боевикам и РФ половину территории этих областей, то будьте уверены, что через некоторое время к вам придут за второй частью, а потом и за другими украинскими областями.

Вспомним также политические силы, которые пять лет имитировали выполнение Минских соглашений, реально ничего не предпринимая, за что Украину критиковали даже наши партнеры. Сейчас они открыто выступили против Минска, как не отвечающего национальным интересам. Здесь присутствует различная риторика – от необходимости подписания Минска–3, до приглашения международной миротворческой миссии.

Как видите, противников Минских соглашений в Украине немало. Общий знаменатель их позиции один: нет компромиссам. Но все мирные планы в мире после Второй мировой войны, когда была создана новая система международных отношений, построены именно на компромиссах. Не был исключением мирный план в Хорватии, согласно Эрдутскому соглашению, который во многом созвучен с планом возвращения Донбасса в соответствии с Минском-2.

Эрдутское соглашение было подписано 12 мая 1995 года. Согласно его положениям, Хорватия должна была провести местные выборы на временно оккупированных территориях по хорватскому законодательству (это записано и в Минских соглашениях). Помимо этого, Загреб решил провести всеобщую амнистию, тогда уже третью по счету, хотя Эрдутское соглашение этого не требовало.

Читайте также: Хорватский опыт для Украины: нужна ли боевикам амнистия

Хорватия также самостоятельно предоставила временно оккупированным территориям особый статус, который существовал в виде предоставления преференций по налогообложению, что напоминало функционирование свободной экономической зоны. Опять же, это была инициатива самой хорватской стороны. По Эрдутскому соглашению было создано Объединение сербских общин – районов, где преобладало сербское население на временно оккупированной территории, подлежащей деоккупации. Объединение действовало параллельно с хорватскими государственными органами власти, хотя реально никаких полномочий не имело и со временем прекратило свою деятельность.

На сегодняшний день международное сообщество не видит альтернативы Минску. И когда все наши международные партнеры действительно почувствуют, что Киев сделал все возможное, чтобы реализовать пункты Минских соглашений, а боевики и Москва постоянно саботировали и мешали их реализации, вот тогда нам и нужно предложить новые решения по оккупированному Донбассу в контексте его скорейшего возвращения Украине. Это будет логичным и правильным ходом. А наработки уже готовы.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства