RU  UA  EN

среда, 8 января
  • НБУ:USD 42.15
  • НБУ:EUR 43.55
НБУ:USD  42.15
Общество

Нельзя договориться с крокодилом: к чему приведет срыв перемирия на Донбассе

Украина не готова к полномасштабной войне с Россией

Украина не готова к полномасштабной войне с Россией Украинский военнослужащий Фото: УНИАН

Главари так называемой "Донецкой народной республики" фактически объявили о выходе из перемирия, и разрешили своим боевикам открывать огонь на упреждение по позициям украинских военных на Донбассе. Таким образом, "режим тишины", продолжавшийся с конца июля прошлого года похоже, подошел к концу. В чем причина активизации боевиков, какими будут дальнейшие действия украинских властей и готовы ли наше общество и армия к возможному обострению, узнавал "Апостроф".

Срыв перемирия

Став весной 2019 года президентом Украины, Владимир Зеленский решил выстраивать новую политику в отношении Донбасса. Новоизбранный президент рассчитывал договориться со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Активизировались переговоры ТКГ в Минске, прошла встреча в "нормандском формате" в Париже. Стороны договорились об установлении перемирия, отведении войск в трех определенных точках, открытии новых КПВВ. Многое из этого удалось воплотить в жизнь.

"Состоялся "нормандский формат", были определенные сдвиги, Украина выполняла свои обязательства. Мы открыли два КПВВ, сервисно их организовали, обеспечили предоставление соответствующих услуг. То есть, мы показали, что мы считаем Донбасс частью своей территории, и там живут наши люди", – отмечает в комментарии "Апострофу" эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Игорь Петренко.

Впрочем политика уступок "договориться где-нибудь посередине", как рассчитывал Владимир Зеленский, прогнозируемо оказалась неэффективной. Опыт ведения переговоров с Владимиром Путиным показал, что договориться на выгодных Украине условиях с РФ невозможно.

"В чем был смысл стратегии? Договориться по-хорошему. Но объяснить бесперспективность дальнейшей конфронтации не вышло. Кремль продолжает требовать неисполнимого. Нельзя договориться с крокодилом, который хочет вас съесть", – рассказал в комментарии "Апострофу" военный обозреватель Константин Машовец.

Ситуация действительно зашла в тупик. Еще в середине февраля глава украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук признал, что с Россией договориться невозможно, поскольку Кремль упорно не желает признавать себя стороной конфликта. В Москве считают себя "посредниками", предлагая Киеву вступить в переговоры с подконтрольными РФ боевиками "ДНР" и "ЛНР". Помимо этого, российская сторона настаивает на выполнении политической части Минских соглашений (проведению местных выборов на оккупированной территориях и внесение изменений в Конституцию, которые предоставляли бы ОРДЛО широкую автономию) до передачи Украине контроля над границей. Такая последовательность не устраивает Киев, поскольку может привести к фактической легализации вчерашних террористов.

С другой стороны, эту попытку "договориться" нельзя было не предпринять, считают эксперты. Таким образом Украина доказала своим международным партнерам, что именно Россия не хочет мира, и не делает никаких шагов по его достижению.

"Нельзя говорить, что стратегия была провальной, поскольку если бы мы не попытались это сделать, то не получили определенного понимания и поддержки со стороны западных партнеров. Это было важно для демонстрации того, что Украина готова идти на уступки и выполнять взятые на себя обязательства. И главной задачей Зеленского как раз было показать, что РФ этого не делает. И это было достигнуто. Даже ОБСЕ отмечала в своих отчетах, что Украина действительно делала шаги, а со стороны России их не было. Мы показали, что хотели двигаться максимально мирным путем и находить взаимопонимание, но не получилось. И теперь мы переходим к более жесткому сценарию", - говорит Игорь Петренко.

Сотрудники ОБСЕФото: Getty images

Причины обострения

Как известно, в начале февраля СНБО ввел санкции против народного депутата от ОПЗЖ и соратника кума Путина Виктора Медведчука – Тараса Козака. Это привело к приостановке вещания трех телеканалов – NewsOne, Zik и "112 Украина", которых связывали с господином Медведчуком, продвигавшим через них пророссийскую повестку. 19 февраля СНБО включил в санкционный список самого Виктора Медведчука и его жену Оксану Марченко. Как говорили многие эксперты, такое решение стало "пощечиной Путину".

Конечно, обострение на Донбассе стали связывать именно с этими событиями. "Это связано с санкциями, которые были введены против Козака, а затем Медведчука, санкции по нефтепроводу "Самара - Западное направление" и прочее. Очевидно, что это и ответ на который сейчас способна РФ, в контексте защиты интересного для себя человека", – говорит Петренко.

В то же время, заявление Кравчука о том, что перемирие сорвано прозвучало до введения санкций в отношении семьи Медведчука.

Однако, обострение началось гораздо раньше, о чем ранее в интервью "Апострофу" заявил председатель украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Леонид Кравчук. По его словам, обстрелы на Донбассе были и до этого, больше или меньше. Но учитывая последние обострения, первый президент Украины заявил, что перемирия на Донбассе уже нет.

"Фактически оно нарушено. Они прекратили перемирие сами - по нам стреляют, а говорят, что нарушаем мы. Вы же видите, сколько жертв в последнее время. Что еще вам нужно, каких аргументов не хватает?", – заявил он.

Какова же первоначальная причина обострения? Военный эксперт Михаил Жирохов напоминает, что в ноябре-декабре 2020 года стороны собирались организовать встречу политических советников "нормандской четверки", которая не состоялась по причине слишком больших требований со стороны РФ.

"К этой встрече Россия выдала украинской стороне огромный список требований, и только в случае их выполнения была согласна на эту встречу. Но после анализа этих условий окружением Зеленского, стало понятно, что многие пункты выполнить невозможно, так как они неприемлемы для патриотически настроенной общественности. И они решили их не выполнять. И встреча в прошлом году не состоялась. А с января у нас пошло обострение", – говорит военный эксперт.

Еще один момент, который мог поспособствовать обострению – тупик в ходе переговоров в Минске, о чем также говорят участники процесса. Россия уже неоднократно пыталась давить на украинскую сторону через активизацию боевых действий на Донбассе.

"Теперь Россия хочет сорвать перемирие, ведя огонь "на опережение", исходя из своих оценок. То есть если они сочтут, что огневые позиции украинской стороны их не устраивают, то будут наносить артиллерийские удары или вести огонь из стрелкового оружия. Таким образом они будут провоцировать ответ с нашей стороны. Это приведет к активизации перестрелок, а возможно и к локальным столкновениям более широкого характера и фактическому срыву не только мирного процесса, но и всех "Минских договоренностей", – заявил в комментарии "Апострофу" бывший руководитель Службы внешней разведки, генерал армии Украины Николай Маломуж.

Украинский военнослужащийФото: Getty images

Будет ли эскалация

Собственно говоря, обострение идет еще с нового года. По словам Машовца, несмотря на то, что в сводках ООС продолжают писать всего о нескольких обстрелах в сутки, реальное количество обстрелов увеличилось в несколько раз. А за январь-февраль погибли 14 военных ВСУ.

"Есть очень большая вероятность того, что произойдет какая-то локальная операция по продвижению в серой зоне. Мы такое видели и в 2015 году в Марьинке, и в 2017 в Авдеевской промзоне, в 2018 – Светлодарская дуга", – не исключает Михаил Жирохов.

В свою очередь, Николай Маломуж считает, что противостояние на всех уровнях будет усиливаться, потому что Россия выбирает позицию силового давления. "Владимир Путин прямо говорит, что сегодня Украина и ее руководство попадают под контроль США и НАТО, не дружественных России. Поэтому нет перспектив для договоренностей. И в Кремле готовы, о чем и заявил представитель Путина Дмитрий Песков, к силовому формату. То есть они нам прямо угрожают силой. Поэтому, я считаю, что сегодня будут применяться различные методы провокации - и обстрелы, и минирования гражданских объектов для того, чтобы дестабилизировать ситуацию или даже привести к жертвам, посеять панику. Мы переходим от состояния информационной войны к диверсиям, использованию взрывчатки и мин со стороны оккупанта", – отмечает бывший глава СВР.

При этом из Кремля поступил еще один, довольно тревожный звоночек. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков намекнул на возобновление боевых действий в Украине. "Красная черта - это возобновление полноформатных боевых действий. Сейчас мы видим, что все чаще идут обстрелы с украинской стороны. И главное, чтобы все кто может, использовали свое влияние, чтобы полноценная гражданская война не возобновилась", - заявил представитель главы Кремля.

Готовы ли ВСУ и украинцы

Действительно, на фоне пандемии коронавируса тема войны несколько исчезла из информационного поля Украины. Впрочем, по мнению экспертов, украинцы и армия готовы скорее к локальным операциям, чем к полномасштабной войне с РФ.

"Украинское общество не готово к худшему сценарию — полномасштабной военная операция со стороны регулярных войск РФ. Мы помним, когда подобное уже происходило, тогда мы получили Иловайск и Дебальцево. Но такой сценарий маловероятен. Он не играет на руку РФ, поскольку они взяли курс на перезагрузку отношений с Западом и с США. Подобный шаг поставит крест на чем-либо", – говорит Игорь Петренко.

"Армия готова, планы все существуют. Но в целом это не глобальные операции лета 2014 года, это максимум взвод, рота, батальон, два-три сбитых опорных пункта и продвижение на километр в одну или другую сторону. А говорить о масштабных операциях, нам пока не приходится", – считает Михаил Жирохов.

Кроме того, Игорь Петренко напоминает, что буквально перед решением СНБО по Козаку, в зоне ООС прошла проверка состояния Вооруженных Сил Украины. Это говорит о том, что наше военно-политическое руководство было готово к обострению, и полностью контролирует ситуацию

"Плюс, мы имеем решение СНБО о переоценке сценария развития событий на Донбассе. Оно засекречено, но очевидно, что есть понимание того, что следует готовиться к достаточно негативным сценариям", – говорит эксперт МЦПИ.

Секретарь СНБО Алексей ДаниловФото: УНИАН

Разрешение ситуации

По состоянию на 2021 год, силовой вариант возвращения Донбасса, если и рассматривается, то только в виде плана, который пока не собираются воплощать в жизнь. Власть нацелена сугубо на политико-дипломатическое решение конфликта. И после того, как мы всему миру доказали, что мы были готовы идти на компромиссы и решать все мирным путем, но российские власти в очередной раз отказались идти навстречу, Украина имеет все шансы заручиться поддержкой Запада и усилить давление на РФ.

"Сейчас украинская власть стремится наладить сотрудничество с новой администрацией Байдена, чтобы четко понимать их действия в отношении РФ. Хотя определенные шаги мы уже видим. Это и санкции из-за Навального, это и более жесткая позиция по газопроводу "Северный поток-2". Сейчас есть попытки выработать общий подход, чтобы не искать определенные договоренности, а изменять паритетность сил. Увеличивать давление на РФ, в том числе санкционное, привлекать других партнеров, например, через "Крымскую платформу", чтобы поставить Россию в еще более невыгодные условия, которые будут ее подталкивать к определенным уступкам", – считает Петренко.

Конечно, активизировались и разговоры о создании новых форматов переговоров с привлечением США и Великобритании. Ранее эксперты скептически относились к такой идее, ведь для решения украинско-российского конфликта в переговорах должна участвовать Россия. А Кремль вряд ли согласится менять формат и добавлять туда новых участников. Но сейчас ситуация несколько изменилась, считает Жирохов.

"Предыдущая администрация Трампа категорически не соглашалась на участие в подобном формате. А нынешняя администрация настроена более решительно. И у них есть возможности принудить РФ участвовать в нем: это "Северный поток-2", это Сирия, договоренности по Ирану. Есть большое количество геополитических точек, где пересекаются интересы России и США. Поэтому, если говорить о политическом решении конфликта, то лишь путем включения США как полноценного игрока", – говорит военный эксперт.

Читайте также