Украинские парламентарии решили разблокировать обмен пленными, который поставлен на паузу с апреля прошлого года. Правда, сделать это народные избранники хотят весьма сомнительным образом: дать президенту единоличное право освобождать от уголовной ответственности осужденных лиц, которые представляют обменную ценность для России и их сателлитов на территориях оккупированного Донбасса. Что придумали "Слуги народа" и не подомнет ли под себя институт президента всю судебную власть в Украине, разбирался "Апостроф".
Что предлагают "слуги"
Как известно, обмен пленными между Украиной и администрациями оккупированных территорий на Донбассе заблокирован уже более 14 месяцев. Не освобождает Россия и украинских политзаключенных. В то же время, по данным, озвученным советником главы Офиса президента Алексеем Арестовичем, сейчас в тюрьмах так называемой "ДНР" находится 214 украинских заложников, еще 75 человек в тюрьмах фейковой "ЛНР" и 138 человек в заключении в самой Российской Федерации, в том числе и в оккупированном Крыму. То есть всего 427 заложников.
Формальные причины заморозки обмена самые разные: от невозможности согласовать списки (боевики подают в своих списках несуществующих людей), до требований оккупантов отдавать им людей, прошедших процессуальную очистку.
"При последнем обмене не было юридической очистки и теперь обмены застопорились, ведь те люди, которых передали той стороне, остались кто в розыске, кто под следствием. Россияне при таких условиях больше не захотели делать обменов", - поясняет "Апострофу" председатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров.
Впрочем, реальная причина затяжной паузы – нежелание самой России проводить такие обмены, оставляя за собой мощный рычаг политического давления на Украину.
Но народные избранники придумали, как сдвинуть процесс с мертвой точки. На сегодняшний день, согласно действующему уголовному кодексу, существует ряд правовых оснований для освобождения лица от уголовной ответственности. Например, такими основаниями может быть примирение виновного с потерпевшим, так называемое, действенное раскаяние, взятие на поруки виновного.
Но есть один ключевой момент! "Освобождение от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных этим Кодексом, осуществляется исключительно судом", - сказано в 44 статье Уголовного кодекса.
Эта норма, вероятно, и не пришлась по вкусу авторам законопроекта № 5672 нардепам от "Слуги народа" Ивану Калауру и Николаю Стефанчуку. Последний, напомним, является братом первого замглавы Верховной Рады Руслана Стефанчука. По их мнению, путь к освобождению от уголовной ответственности через суды – слишком длинный. Это же нужно сначала провести досудебное расследование, потом сам суд, а там может быть апелляция, кассация… А в случаях, когда срочно необходимо провести обмен пленными, ждать решений судов дело неблагодарное – там и россияне с боевиками могут передумать. Что делать?
Для экономии времени парламентарии предлагают дополнить УК Украины статьей 108-1 "Политико-правовое решение". Предусматривается, что президент получит право принимать политико-правовое решение для обмена лиц, "до принятия украинским судом приговора или другого окончательного решения в деле, о совершенном ими общественно опасном деянии, предусмотренного этим Кодексом", - значится в тексте законопроекта.
Принимать такое решение президент сможет посредством издания простого указа. Правда, после восстановления территориальной целостности Украины, нормы, регулирующие принятие политико-правовых решений, будут отменены, ведь проблема обмена, ожидаемо, потеряет свою актуальность.
Поможет ли такая юридическая конструкция разморозить процесс обмена?
Обратный эффект
По мнению юриста Виталия Титыча, с правовой точки зрения, не существует препятствий для обмена военнопленными между Украиной и Россией.
"Это дегенеративная юридическая конструкция. Украина ратифицировала Женевскую конвенцию, в соответствие с которой комбатанты с обеих сторон подлежат обмену, даже если во время боевых действий они убили или ранили противника", - поясняет "Апострофу" Титыч.
Но речь идет именно о военнопленных в "чистом" виде, которые носят погоны и давали присягу. Россия же, как известно, ведет против Украины гибридную войну, в которой подрывать национальную безопасность нашей страны могут лица, прямо не связанные с военной машиной РФ.
"И понятное дело, что Россия заинтересована менять реальных преступников, совершивших нападения на гражданское население, диверсии против имущества, не задействованного в военной сфере. Это абсолютно работает на ту сторону. Лица, которые совершили военные преступления и преступления против человечности, не могут быть переданы, так как в соответствии с международным гуманитарным правом, они не могут быть не наказаны и у таких преступлений нет срока давности. А военные – это комбатанты, они и так подлежат обмену", - добавляет Титыч.
Но Россия, пренебрегая международным правом, не идет на обмены даже военнопленными. И понятно почему.
"Потому что обмены – инструмент политического воздействия России на Украину. Нельзя вместе смешивать политические и гуманитарные вопросы, поскольку это ставит жизни людей в зависимость от политической целесообразности. Но Россия это делает, а Украина, желая забрать своих пленных, таким законопроектом готовит почву для этих обменов", - добавляет Евгений Захаров.
По мнению экспертов, законопроект "слуг" создает предпосылки для легитимации ухода от ответственности реальных преступников. На первый взгляд – невелика потеря, если Украина отдаст России преступников. Толку в тюрьме от них мало, зато взамен мы получим наших граждан, которые годами сидят в тюрьмах РФ и "Л/ДНР". Разве мы не хотим их освободить? Конечно хотим.
Но в том то и проблема, что это даст обратный эффект: чем больше российских преступников будет уходить от ответственности и возвращаться в РФ, тем больше их будет появляться в Украине для совершения новых преступлений (а чего бояться, если наказания не будет, а будет "политико-правовое решение"). Одновременно с этим будет увеличиваться и количество украинских заложников в руках РФ, ведь России нужно будет на кого-то менять толпы своих диверсантов.
"Путин здесь имеет просто неограниченные возможности: наши граждане во время войны едут в Россию кто на заработки, кто к родственникам и там их задерживают, а потом меняют", - отмечает Титыч.
Таким образом, образовывается замкнутый круг, в котором Россия получает абсолютную победу.
Ящик Пандоры
Более того, существуют и другие риски принятия законопроекта.
"Принимать закон и освобождать от ответственности людей, которые нужны россиянам – очень опасная игра. Будут манипуляции. В список для русских будут попадать все подряд. Это как с законом Савченко: изначально планировали принять его для того, чтобы не нарушать права человека, а потом под этот закон всех выпустили", - поясняет "Апострофу" основатель "Восточной правозащитной группы" Павел Лисянский.
"Можно ведь идти дальше и применять политико-правовые решения в других ситуациях. Стоит только открыть эту возможность, и тогда справиться с последствиями уже будет сложно. Это размывает право, как таковое. У президента совершенно явные наклонности подменять с помощью административных решений работу правоохранительных органов и судов. По сути дела, решения о санкциях, которые вводит СНБО – это и есть такая подмена в чистом виде, как и законопроект об олигархах", - добавляет Захаров.
По словам Лисянского, изобретать юридический "велосипед" глупо, ведь в действующем законодательстве уже есть процедура процессуальной очистки.
"Есть полномочия судов и есть президентское право о помиловании. Если человек уже осужден, то президент легко может его помиловать. С 2018 по 2019 год я состоял в президентской комиссии по вопросам помилования и могу заверить, что это не сложная процедура и ее можно пройти. Именно так и был организован большой обмен в 2017 году. У нас достаточно действующих инструментов", - отмечает Лисянский.
Однако главный аргумент авторов законопроекта состоит в том, что использовать действующие инструменты слишком долго, а нужно бы решать вопросы быстрее.
"Но дело в том, что когда государственный орган работает слажено и четко, то все происходит быстро. Есть тысяча способов как ускорить судебное заседание, особенно, если в этом есть заинтересованность обвиняемого. Это демократические процессы, в которых выстроена система противовесов. Мы хотим все быстро? Так у Путина вообще все очень быстро: сказал арестовать и всех арестовали, все оппозиционеры сидят. Все быстро. Мы хотим идти таким путем? Должна быть система противовесов", - резюмировал Лисянский.