Депутаты хотят наделить прокуроров правом определять место проведения досудебного расследования относительно пропавших без вести военных по месту жительства родственников. Это хорошее нововведение, говорят юристы. Однако оно не решит все проблемы.
В 2024 году Украина и РФ провели 11 обменов и вернули 1358 человек, что на 356 человек больше, чем в прошлом году. Есть повод для сдержанного оптимизма и в этом году - 15 января удалось вернуть из неволи 25 тяжелобольных и раненых наших граждан. Раненые имеют, в частности, потерю зрения, ампутации конечностей, сложные шаровые ранения и последствия минно-взрывных травм. Среди болезней - туберкулез, онкология, гангрена, что красноречиво свидетельствует о тех условиях, в которых приходится находиться нашим людям”, - говорится в сообщении пресс-службы Координационного штаба по обращению с военнопленными. Этот обмен - наша маленькая победа, ведь враг игнорирует требования Женевской конвенции, согласно которой тяжелобольные и тяжелораненые должны быть возвращены в первую очередь. Военнопленные, требующие специального лечения, могут быть приговорены РФ к пожизненному заключению, смертной казни или смерти в карцере. Почему мы говорим о сдержанном оптимизме? Потому что договоренности с Россией – это априори шаткая конструкция, говорят осведомленные в теме чиновники. Поэтому Украина привлекает другие страны, способные помочь, например, Катар, Ватикан.
Официально посредником в возвращении тяжелобольных были Объединенные Арабские Эмираты. Впрочем, к процессу иногда приобщаются и другие государства, желающие конфиденциальности своего участия. Также СМИ писали о присутствии представителей Беларуси во время крайних обменов, однако, в Украине это не комментируют публично. В конце концов, родным без вести пропавших не столь важно, кто был посредником, как сам результат - возвращение близкого человека домой - живого или, к сожалению, "на щите".
Это очень сложный процесс, в котором готовы участвовать и родственники пропавших без вести. Кроме того, они пострадали в уголовном производстве и имеют определенные права, реализовать которые в связи с несоответствием законодательства военным реалиям достаточно сложно. Чтобы урегулировать вопрос проведения досудебного расследования, народные депутаты зарегистрировали законопроект №12414.
Документ предлагает часть первую статьи 615 Уголовного процессуального кодекса Украины дополнить абзацем 15 следующего содержания: "В условиях военного положения соответствующий прокурор своим мотивированным постановлением вправе определить место проведения досудебного расследования уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 115, 1461 и 438 Уголовного кодекса с исчезновением лиц без вести за особых обстоятельств в связи с вооруженным конфликтом, военными действиями, временной оккупацией части территории Украины, по месту жительства (нахождения) заявителя, потерпевшего, являющихся близкими родственниками и членами семьи такого лица".
Эта норма намерена применяться в течение трех лет после прекращения или отмены военного положения. Ключевой задачей указанного законопроекта является оптимизация хода уголовных производств, связанных с исчезновением лиц без вести в условиях военного положения, говорит "Апострофу" управляющий партнер адвокатского объединения EvrikaLaw Андрей Шабельников.
“Безусловно, этот вопрос является одним из ключевых сегодня. Ведь действующее уголовное процессуальное законодательство не предусматривает отдельную процедуру для подобной категории дел, что создает дополнительные сложности для расследования военных преступлений”, - отметил собеседник.
Как правило, следователь, получив заявление об исчезновении без вести военного, открывает уголовное производство по ст. 115 (преднамеренное убийство), ст. 146-1 (насильственное исчезновение), ст. 438 (военные преступления) УКУ. “В таких случаях, – продолжает Шабельников, – согласно ст. 218 УПК РФ, действуют общие правила территориальной юрисдикции. Поэтому место досудебного расследования должно быть определено либо по месту совершения уголовного правонарушения или альтернативно по месту выявления признаков уголовного правонарушения, местонахождению подозреваемого или большинству свидетелей, месту окончания уголовного правонарушения или наступления его последствий”.
Очевидно, эти критерии невозможно подходить к делам об исчезновении без вести в зоне боевых действий.
«Идея о том, чтобы предоставить разрешение прокурору право определять место проведения досудебного расследования, направлена не столько на помощь в самом расследовании, сколько на облегчение участия родственников пропавшего без вести в соответствующих следственных действиях, - комментирует «Апострофу» адвокат Тарас Боровский. - То есть, если, допустим, житель Черновицкой области пропал без вести в Харьковской области, то сегодня досудебное расследование в производстве по факту его исчезновения происходит в Харьковской области. Родственники должны появляться на допросы и другие следственные действия, ездить далеко, что не удобно”.
Вместе с тем, продолжает специалист, наличие свободы выбора места расследования для прокурора – положительное нововведение. "Умные прокуроры, отталкиваясь от обстоятельств дела, смогут эффективно распределять нагрузку на органы досудебного расследования", - подчеркнул адвокат.
“Пытаются разгрузить правоохранительные органы, которые фактически парализованы, – говорит “Апострофу” юрист Ростислав Кравец. – Мы же понимаем, какое количество уголовных производств. Но это никак не повлияет на качество”.
Как усилить качество следствия
Согласно ст. 56 УПК, родственники пропавших без вести как потерпевшие в уголовном производстве, имеют право, в частности:
●представлять доказательства (фото-, видеоматериалы);
●заявлять ходатайство (о допросе свидетелей, установке локации мобильного телефона и т.п.);
●знакомиться с материалами досудебного расследования;
●обжаловать решение следователя или прокурора об отказе в удовлетворении ходатайства о проведении следственных действий - допроса свидетелей, экспертизы.
Однако иногда у следователей нет достаточной компетенции, чтобы реализовать эти права. К примеру, чтобы сделать запрос на получение материалов служебного расследования от бригады. Сделать это из-за ТЦК СП бывает просто невозможно. “В ТЦК не отвечают на звонки. Как-то пришла в рабочее время – никого не застала, дверь закрыта. Ждала 40 минут. Такое впечатление, что они только занимаются мобилизацией и похоронами. А две буквы в аббревиатуре "СП", что означает "социальная поддержка", кажется, забыли", - возмущается жена пропавшего без вести военного.
Получив материалы, потерпевший родственник имеет право заявить ходатайство о допросе свидетелей, командовании. Однако на практике следователь либо отвечает, что не знает ничего о служебных расследованиях, либо не видит оснований для проведения допросов или проверки данных, описанных в материалах расследования. "Следователи - гражданские, не могут допрашивать, даже не могут попасть в воинскую часть, потому что они - гражданские", - объясняет Ростислав Кравец. - Надо возобновлять военную прокуратуру и прокурорам вернуть следствие. У нас есть прокуратура в военной сфере – это не военная прокуратура. В большинстве своем они занимаются экономическими преступлениями. Объективно это не то”.
Таким образом, без восстановления военной юстиции, о которой "Апостроф" писал ранее , родные без вести пропавших будут лишены права не только знать правду о судьбе близких, но и привлечь к ответственности военное командование, виновное в их гибели. А до этого единственным помощным органом для родных пропавших без вести остается Координационный штаб.