Президент Польши Кароль Навроцкий ветировал закон, которым, помимо прочего, предусмотрены выплаты неработающим украинским беженцам с детьми. При этом статистика говорит о том, что процент украинцев в этой стране, которые по тем или иным причинам не трудоустроены, достаточно мал. Более того, украинские граждане в буквальном смысле обеспечили Польше стабильный экономический рост, и объем средств, которые они принесли польской казне, уже многократно превысил выделяемую им помощь.

Президент Польши Кароль Навроцкий, который находится в должности менее месяца (принял присягу 5 августа) занимает все более антиукраинскую позицию.

Как стало известно 25 августа, он наложил вето на закон, которым, в частности, предусматриваются денежные выплаты украинским беженцам в этой стране.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Польского президента возмутила, в первую очередь, то, что в поданном ему на подпись законопроекте сохранилась норма о государственной помощи на детей в том числе тем украинцам, которые не имеют работы.

В Польше все семьи с детьми независимо от их дохода, получают помощь от государства в размере 800 злотых (9010 грн). Эта программа помощи известна как Rodzina 800+.

По словам Навроцкого, все политические силы страны вроде бы согласились с тем, что помощь на детей должны получать только работающие украинцы.

"Я убежден, и я был убежден в течение всей избирательной кампании, что все основные политические круги, включая Рафала Тшасковского (мэр Варшавы, основной конкурент Навроцкого на минувших президентских выборах – "Апостроф"), четко заявляют, что помощь 800+ должна быть предоставлена беженцам, которые берут на себя обязательство работать. Закон о помощи гражданам Украины, который я получил на свой стол, не содержит поправки, которая была предметом общественного обсуждения", – заявил глава польского государства.

Следует также отметить, что редакция закона, который ветировал Кароль Навроцкий, предусматривает, помимо прочего, продление срока временной защиты для украинских беженцев до 4 марта 2026 года.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Впрочем, президент Польши намерен подать в парламент свой вариант закона, в котором, надо полагать, будет отсутствовать норма о выплатах по программе Rodzina 800+ для не имеющих работу украинцев с детьми.

Кроме того, Навроцкий, по его собственным словам, в том же законопроекте намерен инициировать увеличение минимального времени проживания в Польше, необходимого для получения ее гражданства с трех до десяти лет. Эта норма, кстати, также косвенно направленна против украинцев, даже тех, кто работает, платит налоги и преумножает ВВП этой страны – ведь многие из них на сегодня могут, если у них есть такое желание, претендовать на польское подданство.

Стрельба себе же в ногу

С началом российского вторжения Польша приняла на себя основную волну беженцев из Украины. Далеко не все, кто въехал на ее территорию, остались в ней, но и тех, кто остался, немало. По состоянию на конец февраля 2025 года, по данным Управления по делам иностранцев Польши, здесь постоянно проживало 1,55 миллиона украинских граждан.

При этом беженцев, то есть тех, кто имеет статус временной защиты, в Польше около 1 миллиона. Из них в прошлом году легально были трудоустроены порядка 700 тысяч человек. Учитывая, что среди наших беженцев много детей, это очень высокий показатель.

Также хорошо известно, что украинцы, фактически, помогли Польше закрыть серьезный дефицит на рынке труда.

Кроме того, они вносят значимый вклад в увеличение польского ВВП (в 2024 году он вырос на 2,9%, тогда как, например, в Германии экономика упала на 0,2%).

Согласно данным исследования, проведенного ведущей международной аудиторской компанией Deloitte для Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, за минувшие три года вклад украинцев в польскую экономику составил более €75,7 млрд.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Для сравнения – за тот же период польское правительство потратило на поддержку наших беженцев €7,16 млрд. Таким образом, нетрудно подсчитать, что Польша получила от украинских беженцев в десять раз больше, чем на них потратила.

Да, не все украинцы, которых приютила Польша, нашли работу, однако показатель трудоустроенных беженцев сопоставим с уровнем занятости среди коренного населения (70% против 75%).

Очевидно, что лишение выплат 800+ ударит по наиболее уязвимым гражданам, в первую очередь, по женщинам с детьми, которые оказались на чужбине одни, без мужей.

Возможно, кто-то из этих матерей-одиночек решит устроиться на работу, чтобы сохранить выплаты, однако будут и те, кто уедет в другие страны Европы – Германию, Нидерланды, Швецию, Данию, туда, где социальные пособия по-прежнему платят.

Но, самое главное, не исключено, что Польшу, которую, похоже, все больше захлестывает националистический популизм, начнут покидать и те украинские граждане, у которых работа есть, поскольку они не захотят мириться с набирающими силу антиукраинскими настроениями.

Есть большие сомнения, что от этого выиграет сама Польша, которая, как оказалось, очень неплохо заработала на украинских беженцах и уж точно не особо на них потратилась.