В среду, 28 сентября, совместная международная группа по расследованию катастрофы малайзийского Boeing рейса MH17 представила свой промежуточный отчет. Согласно докладу, зенитно-ракетный комплекс "Бук" привезли на Донбасс из России. Сбили самолет из подконтрольной так называемым "ополченцам" территории в районе поселка Первомайский. Также известно, что у следствия есть список из 100 подозреваемых. Но, как заявил генпрокурор Нидерландов, пока нельзя говорить о причастности РФ или ее граждан. Специалисты по международному праву отмечают, что для каких-то реальных последствий результаты исследований международной группы и — отдельно — нидерландской прокуратуры должны быть переданы в международный суд. Один из вариантов — создание трибунала резолюцией Генеральной ассамблеи ООН.
В среду 28 сентября в Гааге в Нидерландах состоялась презентация промежуточного доклада по расследованию авиакатастрофы пассажирского самолета Boeing 777 "Малайзийских авиалиний" рейса MH17, которая произошла 17 июля 2014 года. Совместная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT) в составе представителей Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины (Украину представлял первый заместитель генпрокурора Украины Дмитрий Сторожук) пришла к выводу, что российский зенитно-ракетный комплекс "Бук", из которого сбили авиалайнер, на Донбасс доставили из России. Выстрел по самолету был произведен с территории, которую на тот момент контролировали так называемые "ополченцы", из района поселка Первомайский (возле города Снежное в Донецкой области). Затем, как сказано в докладе, установку отправили назад в РФ. Председатель прокуратуры Нидерландов Фредерик Вестербеке также заявил, что следствию известны имена около 100 подозреваемых в причастности к трагедии. Они либо управляли им, либо участвовали в переброске. Последнее, впрочем, не делает их автоматически виновными. Отдельно генпрокурор отметил, что пока международная группа не может говорить о причастности России или ее граждан. Не назвал он и инстанцию, которая будет заниматься судебным делом по MH17. Расследование JIT, как сказано в докладе, решили продолжить до января 2018 года.
Ранее в прессе появилась информация, что Нидерланды в ходе расследования прибегли к помощи Финляндии. В этой стране при содействии Центральной криминальной полиции Финляндии удалось провести секретные эксперименты с использованием списанных установок "Бук". Благодаря огласке СМИ они перестали быть секретными. Как написали в нидерландской De Telegraaf, голландские следователи пытались выяснить, какой ракетой был сбит Boeing. И в результате пришли к выводу, что авиалайнер поразили из установки "Бук" новейшего российского образца. Как известно, у Украины также есть "Буки", но не последней модификации, которые есть лишь у России.
Как отмечали в МИД Украины, пока участники международной следственной группы "продолжают проработку вопроса" о том, какие механизмы можно использовать для привлечения виновных в авиакатастрофе к ответственности. В иностранных СМИ пока так же, как и в Украине, задаются вопросом, могут ли быть наказаны причастные к трагедии. Один из юристов, которые представляют интересы родственников погибших (напомним, в результате падения лайнера погибли все 283 пассажира и 15 членов экипажа), признался, что следствию прекрасно известно, кто сбил Boeing и кто отдавал такой приказ. В то же время, как он отметил, наказать их будет очень сложно, поскольку между "некоторыми странами" нет договора об экстрадиции.
Как сказал в комментарии "Апострофу" специалист по международному праву Александр Мережко, доклад JIT – просто результат расследования. "Он не имеет юридически обязательного характера. Судебного же решения нет, как вы понимаете", - сказал правовед. Таким же образом, отметил Мережко, расследование голландской стороны, которое ведется параллельно, — вопрос внутреннего права Нидерландов.
В дальнейшем участникам следствия внутри Нидерландов и представителям четырех других стран придется установить, как дальше использовать результаты расследования. "Это пока еще не вопрос международного права. Ожидается, что будет названо, кто будет нести юридическую ответственность. После этого надо будет решать вопрос, какие будут последующие юридические процедуры с точки зрения привлечения подозреваемых к ответственности. А тут следы ведут в Россию и лично к главнокомандующему, то есть к Владимиру Путину", — считает Мережко.
Юрист предположил, что один из вариантов заключается в том, что все будет и в дальнейшем решаться в рамках голландской правоохранительной системы: "Местный суд может начать рассмотрение этого дела. Он может принять какие-то решения. Но потом возникнет проблема реализации этого решения, если они придут к выводу, что Россия виновна. Второй вариант — Нидерланды могут попытаться обратиться, например, в Совет безопасности ООН с просьбой принять резолюцию и учредить международный трибунал специально по рассмотрению этого теракта". Однако правовед напомнил, что ранее такую попытку Россия заблокировала.
"Можно поднять вопрос создания такого трибунала на основании резолюции Генассамблеи ООН. Россия тоже будет этому сопротивляться и говорить, что прецедентов не было. Но в принципе можно попытаться пойти и по такому пути", — заключил правовед.
"Последствий не будет практически никаких, — сказал "Апострофу" посол Украины, экс-представитель Украины в Совете ООН по правам человека Владимир Василенко. — Международное сообщество не проявляет политической воли использовать в отношении России масштабные международно-правовые санкции. По всем канонам международного права уничтожение этого самолета — военное преступление".
По мнению Василенко, ответственность должны нести как государство, так и физические лица, причастные к уничтожению самолета. Но Россия отрицает причастность своих вооруженных сил, не признает себя ответственной: "Международное право говорит, что отказ государства признать свое участие в акте агрессии и выполнить соответствующие обязательства влечет за собой использование международно-правовых санкций. Но международное сообщество, к сожалению, применило слишком мягкие санкции и расширить их не готово. Западные демократии допускают безответственность".