За пять месяцев этого года, с марта по июль, Министерство обороны Украины выявило нехватку гуманитарных грузов на 171,78 млн. гривен. Не хватает 424 транспортных средств, 476,23 тонн товаров разных наименований, 6,2 тонн продуктов питания и пластиковых гранул. Все это не доехало до места назначения и исчезло где-то на просторах Украины. Как мог исчезнуть гуманитарный груз для ВСУ и кто должен быть наказан, разбирался «Апостроф».
Нехватка оказалась по результатам совместного аудита Министерства обороны Украины и Государственной таможенной службы Украины. Через таможню для воинских частей прошло одно количество груза и единиц техники по упрощенной схеме, а в подразделения попало другое - значительно меньше. Минобороны обратилось в правоохранительные органы для оценки правомерности действий отдельных должностных лиц по признакам незаконного обогащения, присвоения имущества и злоупотребления служебным положением.
По словам временно исполняющего обязанности директора Департамента внутреннего аудита МО Украины полковника Александра Титковского, основная задача «гарантировать, что каждый элемент помощи, от тепловизора до автомобиля, предоставленный волонтерами и международными партнерами, поступит нашим защитникам на передовой».
Товар исчезает по дороге
Как отметили стражи порядка, к ним поступают сигналы от военных о том, что гуманитарные товары, переданные в воинские части, некоторые командиры задерживают, не выдают бойцам. Но случалось, что ценные грузы вообще не доезжали до в/ч или же командиры от имени части заказывали для своих знакомых и родственников элитные автомобили и сами на таких ездят. Расследуется не один десяток уголовных дел, связанных со злоупотреблением служебным положением и присвоением имущества. Но их не афишируют силовики.
Если будут найдены доказательства того, что товары на более 170 млн гривен, завезенные по упрощенной схеме, пошли не по назначению, за неуплату налогов в особо крупных размерах предусмотрена уголовная ответственность. А у таможни есть данные о лице, перевозившем груз для ВСУ, и это лицо понесет ответственность, сообщили «Апострофу» в таможенной службе. Но главное, что у нее будут выяснять, куда делось это имущество. Если есть акт приема-передачи в воинскую часть, то будут проверять, все ли было доставлено. Но, как признались в таможне, их иногда удивляют грузы, везущие для в/ч. К примеру, когда завозят Porsche Cayenne, который стоит не менее 70 тыс. евро, для воинской части без растаможки. Недавно во Львовской области разоблачена схема незаконного ввоза элитных авто под видом гуманитарной помощи для ВСУ. Дельцы, используя благотворительную организацию, завозили автомобили на льготных условиях. В воинские части они не попадали, их продавали.
«Для того чтобы завезти товар в Украину по упрощенной схеме, человек должен иметь на руках перечень того, что необходимо в/ч. Благотворительный фонд (БФ) берется это имущество и тогда таможенные органы предоставляют волонтеру или БФ документ контроля доставки. На границе возникает машина с продуктом. Если БФ передал это имущество воинской части, здесь нет вопросов. Ну а что дальше с ним происходит, – это уже задача МО», – комментирует «Апострофу» таможенный брокер Владимир Лучко.
В армии и Porsche понадобится
Как рассказывает «Апострофу» адвокат-волонтер Иван Козачук, самая большая неразбериха с гуманитарной помощью для ВСУ была в 2022 году, когда, например, какой-то автомобиль был необходим определенному подразделению, конкретному военнослужащему. Тогда никто не знал, как правильно оформлять документы, и происходила неразбериха.
"Например, в воинской части служит боец. Волонтер пригоняет машину, таможенник спрашивает, куда едет авто, он говорит, что для бойца такой бригады, и таможенники оформляют машину не на бойца, а на бригаду/военную часть. Волонтер завозит машину, передает бойцу, и она считается имуществом военнослужащего. Но, если подать запрос в таможню, то по их документам она будет считаться на бригаде или в/ч, хотя на балансе у них не стоит", – объясняет Иван Козачук.
В то же время, он считает, что если в воинскую часть ввозится дорогой автомобиль премиум-класса, явно не для выполнения боевых задач, это, конечно, перебор. Но и здесь ситуации бывают разные.
"Если командир подписал, что им нужно для выполнения определенных задач завезти элитный автомобиль, тем более если он бесплатно им достался, почему не взять?! Бывает, что кто-то хочет подарить в/ч или командиру новый, дорогой автомобиль, зачем отказываться", – считает волонтер.
Versace для ВСУ
Другое дело, когда под видом гуманитарки завозят брендовую одежду. Так было всегда, но поскольку для военных нужд товары завозятся по упрощенной системе налогообложения, под видом военных грузов стали больше завозить товаров не для армии, а для бутиков. Но это вопрос к таможенникам и правоохранительным органам, считает адвокат.
«Все, что завозится в Украину для нужд ВСУ, все это должно передаваться непосредственно МО, будь то платья Versace, сумочки Chanel и так далее. Этот товар не для продажи, кем бы он ни завозился – волонтерами или фондами. Вот здесь должны вмешиваться правоохранительные органы, проверять», – отмечает Иван Козачук.
Таможенный брокер Владимир Лучко считает, что должен быть жесткий контроль за военными грузами, но не на таможне, где невозможно проверить содержание каждой фуры.
«В идеале, нужно создать логистические центры, где проверяется груз. Ведь могут заявлять, что едет военная одежда, а на самом деле приедет брендовую. Уже провозили брендовые вещи как секонд-хенд, а сегодня завозят как благотворительную помощь. И есть кому это проверять, есть БЭБ, есть другие органы, было бы желание», – считает Владимир Лучко.
Но после заявления МО под пресс попадут волонтеры и фонды, завозящие гуманитарную помощь для ВСУ. При этом, прежде всего, следует спрашивать военных, которые делают «заказ» на поставку товаров и грузов.