В прокат вышел фильм Кевина Макдональда «Черное море». Британский режиссер, прежде известный серьезными документальными лентами и психологическими драмами, совершил неожиданный жанровый кульбит, сняв приключенческий триллер. Впрочем, отправив в погоню за золотом интернациональный экипаж ветеранов подводного флота, постановщик не изменил своим базовым принципам: развлекая зрителей, он все же пытается внушить им и некоторые важные истины. Одна из них ‒ не нужно раскачивать подводную лодку, внутри которой находишься...
Само название новой картины Кевина Макдональда может вызвать у наших зрителей тревожные чувства ‒ после крымской авантюры российской власти от рассказа о событиях, проходящих в районе Черного моря, невольно ожидаешь подвоха. Например, опасаешься того, что не вникая в современные геополитические перипетии, британский режиссер будет говорить о причерноморском побережье как об исключительно российской территории. Опасения оказываются беспочвенными. Во-первых, Кевин Макдональд вообще предпочитает не затрагивать политические вопросы. Во-вторых, именует в титрах пару мелькнувших в одном из сухопутных эпизодов картины персонажей «пьяными украинцами», подчеркивая не столько их национальность, сколько место обитания. В-третьих, наверное, не нарочно, но все же бросает тень на базирующийся в Севастополе российский Черноморский флот.
Ведь именно там герои картины покупают отслужившую свой век советскую подводную лодку, на которой собираются совершить вылазку к затонувшей где-то у здешних берегов немецкой субмарине с несколькими тоннами золотых слитков на борту. Ясно, что высокопоставленный офицер, сопровождая сделку незамысловатой, с душком давно не стираной тельняшки шуткой «Чем старше бл...ь, тем преданнее служит», не передаст полученные деньги на развитие родного флота. О боевом состоянии «славы русских моряков» косвенно можно судить и по тому, что экипаж искателей сокровищ, несмотря на все панические опасения команды, так и не будет запеленгован, обнаружен, захвачен или уничтожен. Беды, однако, героям избежать не удастся.
Золото, как это уже не раз случалось, станет для них дьявольской западней, возбудив самые дикие страсти и примитивные инстинкты, прельстит их и раздавит. Кевин Макдональд снял фильм об одном из гнуснейших и, увы, самых распространенных человеческих пороков ‒ алчности. В своих выводах он, безусловно, не оригинален ‒ кому только не приходилось морализировать на эту тему. Британский режиссер, впрочем, не дидактик, а наблюдательный и неглупый рассказчик, не верит в мораль, но, кажется, предполагает в зрителе не просто бездумного потребителя зрелища, но человека, способного делать собственные выводы.
Хотя и со зрелищной частью в «Черном море», в общем-то, все обстоит благополучно. Режиссер не затягивает интродукцию, буквально за четверть часа знакомя нас с персонажами и целью их экспедиции. Возглавлять ее поручено капитану Робинсону (аристократичный Джуд Лоу для этой роли поднабрал вес и отрастил щетину, чтобы смахивать на настоящего прожженного морского волка). Недавно его выдворили из компании, в которой он честно прослужил много лет, выплатив смехотворные откупные, которых только и хватает на то, чтобы пропивать их в баре в компании таких же неудачников. Из них Робинсон, собственно, и формирует свою команду, когда появляется шанс добыть нацистское золото и одновременно компенсировать недавнее унижение.
Экипаж, впрочем, получается нестандартный ‒ поскольку погружаться в море приходится на старой советской подлодке, то и половину специалистов вербуют из россиян, впрочем, таких же лузеров, как и англичане. В тесных отсеках субмарины оказывается двенадцать мужчин ‒ обиженных судьбой, разгневанных на свою участь, а очень скоро ‒ и друг на друга, к тому же ‒ в большинстве своем свято верящих в то, что именно деньги способны решить их проблемы. Понятно, что дряхлая металлическая посудина, на которой они отправляются в свое рискованное путешествие, очень скоро превратится в раскаленный их вздорными амбициями, ссорами и стычками котел. И он, в конце концов, взорвется.
Еще и потому, что, кроме профессии подводников и общей ненависти к капитализму, героев больше ничего не объединяет. Этот момент нежелания находить общий язык, взаимной подозрительности, усиленной корыстью (ведь чем меньше людей претендует на окончательный куш, тем выше личная доля каждого, а значит, гибель товарища ‒ случайная или намеренная ‒ перестает восприниматься трагически), придает сильную дополнительную интригу фильму.
К тому же режиссер, тщательно заботясь об экшене, не отказывается и от своих фирменных умений. «Черное море» ‒ это еще и драма характеров. В свою подлодку Кевин Макдональд поселил очень пеструю и колоритную компанию, где есть и откровенные социопаты, и уравновешенные миротворцы, и наглые предатели, и глубоко закомплексованные неврастеники, и рохля. Конфликты между ними ‒ неизбежны, и, надо признать, что именно они, а не жажда обогащения в итоге приводят героев к непоправимой беде. Команде, в конечном счете, просто элементарно начинает не хватать рук, чтобы управлять субмариной. Хотя, разумеется, главным дефицитом для большинства из этих незадачливых охотников за золотом оказывается ум, эмпатия и солидарность, а также ненасытный эгоизм, который, в общем, чаще всего и служит неизбежной причиной наших несчастий.