К главному празднику маркетологов ‒ Дню святого Валентина ‒ ушлые дистрибьюторы подгадали премьеру эротической мелодрамы Сэм Тейлор-Джонсон «Пятьдесят оттенков серого». Теперь вместе с пряничным сердечком влюбленный кавалер может вручить своей барышне билет на скандальную картину. На кого-то она, возможно, подействует как афродизиак, хотя, скорее, эту ленту следует рекомендовать в качестве снотворного.
«Пятьдесят оттенков серого» ‒ безусловно, один из самых ожидаемых публикой фильмов года. Достаточно сказать, что трейлер этой эротической мелодрамы в интернете посмотрели свыше 100 миллионов человек, чего ранее не случалось ни с одной картиной. Истерию вокруг экранизации побившего пару лет назад все мыслимые рекорды продаж романа 50-летней британки Э. Л. Джеймс, получающей фантастические гонорары (до $1300000 в неделю), искусно подогревала реклама. Еще до выхода фильма на экраны на него уже снимали пародийные клипы, марку «Пятидесяти оттенков…» безбожно использовали пронырливые производители всевозможных товаров ‒ от чая и стирального порошка до мягких игрушек.
Слухи о том, что в книге, а, значит, и в фильме в качестве аксессуаров для любовных игр описывается применение вагинальных шариков и анальных пробок (не беспокойтесь, ничего подобного в картине нет), привели к тому, что «Пятьдесят оттенков серого» запретили к показу в ряде стран ‒ Кении, Малайзии, даже северокавказских республиках России. В общем, что-то о фильме обязательно слышали даже те, кто в кино ходит редко и уж точно не берет в руки книги. Не приходится сомневаться, что они-то и сделают ленте Сэм Тейлор-Джонсон баснословную кассу. Отговаривать их от этой затеи ‒ пустое дело. В конце концов, билет в кино стоит дешевле, чем тучный томик этой прозы. И, наверное, не беда, что авторам фильма пришлось изрядно подсократить это невероятно многословное чтиво.
Наверное, нет нужды подробно описывать перипетии этой истории. В оригинале «Пятьдесят оттенков серого» ‒ типичный дамский роман, романтический сироп, в котором самозабвенно плещется прекрасная Золушка по имени Анастейша Стил (Дакота Джонсон), на 21-м году жизни, наконец, встретившая своего вожделенного принца ‒ миллиардера Кристиана Грея (Джейми Дорнан). С этим владельцем небоскребов, личного вертолета, парка шикарных автомобилей и роскошного гардероба девушка с азартом теряет свою девственность.
Кавалер, впрочем, оказывается не совсем простым ‒ некогда совращенный подругой приемной матери, он под руководством своей наставницы превратился в фаната садомазохистских утех, и теперь собирается втянуть в эту порочную практику невинную, в общем-то, девицу. Она сопротивляется, но, повторим, «Пятьдесят оттенков серого» ‒ это женская история. Маркиз де Сад тут униженно отдыхает, эта книга ‒ не об испытании плоти или подавлении духа, а о возвышенной любви. Думается, и ее феноменальный успех у читательниц (а теперь и у зрительниц) обеспечивает как раз целомудренная благопристойность всех этих якобы сексуальных кошмаров. Один из слоганов фильма вопит о героях, «не подчиняющихся контролю», но как раз любые эксцессы тут очень жестко регламентированы ‒ если девушка чего-то не хочет, то ее не заставляют. Потому что любят ‒ нежно, сладко и преданно. И даже шлепают партнера ладошкой или кожаным хлыстиком (это максимум безобразий, которые позволяют себе авторы), скорее, не из порочных побуждений, а от избытка гормонов. Богатый и красивый принц, короче говоря,‒ вполне управляем. А его эротические странности ‒ просто пикантная приправа к наслаждениям.
Одним словом, два с лишним часа на экране разворачивается глянцевая тягомотина, где предельную шаблонность действий и достойную копеечного комикса банальность реплик двух абсолютно картонных героев режиссер по мере сил пытается упаковать в красивую картинку. Картинку Сэм Тейлор-Джонсон, в принципе, создать способна. В режиссуру она пришла из видео-арта, где, кстати, достигла куда больших высот, чем в кино. Под своим девичьим именем Сэм Тейлор-Вуд на заре карьеры ‒ в 1997 году ‒ она даже была удостоена престижного приза Illy Cafe Prize, который вручается самому многообещающему молодому художнику на Венецианской биеннале. Позже она не раз участвовала в этой знаменитой выставке, в том числе демонстрировала свои работы в 2007 году в проекте «Поэма о внутреннем море» в украинском павильоне.
Позже в PinchukArtCentre в Киеве художница снова показывала свое видео, в частности, удивительную серию «Плачущие», в которой заставила рыдать на камеру голливудских героев-любовников Дастина Хофмана, Шона Пенна, Уилла Смита и Тима Рота, а также снятый то ли из лести, то ли в качестве благодарности меценату Виктору Пинчуку «Трехминутный раунд» с братьями Кличко. В большом кино Сэм Тейлор-Джонсон дебютировала как один из авторов альманаха «Запрещено к показу», где дали волю своей разнузданной эротической фантазии несколько культовых представителей мирового contemporary art.
В фильме Сэм Тейлор-Джонсон продолжает мыслить масштабами видеоклипа, где даже удачная композиция и освещение не могут компенсировать дефекты драматургии и пустоту персонажей. Стройная Дакота Джонсон еще как-то пытается таращить глаза и всплескивать худенькими ручками. Вальяжный же ирландец Джейми Дорнан, похоже, вдохновил постановщицу не столько своими актерскими способностями, сколько участием в рекламных фотосессиях Calvin Klein и Armani. Этот бесстрастный манекен даже фразу «Я сейчас трахну тебя так, что содрогнется земля» умудряется произнести невозмутимо, словно просит соседа передать солонку за обедом. И вся эта романтика с привкусом порно, в конце концов, начинает утомлять своей эмоциональной бедностью. Язык не поворачивается назвать «Пятьдесят оттенков серого» плохим фильмом, это ‒ еще хуже. Его, кажется, можно смело рекомендовать в качестве снотворного. Черт его знает, может быть, вместо билета на фильм стоит подарить подруге еще одно пряничное сердечко?