В прокат вышел пародийный боевик Пола Фейга "Шпионка". Киноманы наверняка оценят скрытые цитаты из бондианы, но для зрителей, идущих в кино за бездумными развлечениями, главной приманкой картины окажется исполнительница центральной роли — Мелисса Маккарти. Эта неунывающая толстуха примеряет на себя роль "агента 007" в юбке, который попытается обезвредить террористов, решивших взорвать в Нью-Йорке ядерный заряд. Но по-настоящему ядерными тут будут шутки главной героини. Впрочем, зритель не сочтет их отталкивающими, ведь Мелисса Маккарти умеет придать очарование даже очевидной похабщине.
Давно известно, что даже экстраординарные режиссеры достигают в творчестве максимального эффекта, когда встречают "своего актера", своеобразное alter ego, идеального медиатора, проводника собственных замыслов и идей. Такие классические тандемы можно перечислять очень долго, но важно, вероятно, отметить, что данный принцип действует не только в авторском, высоколобом кино, но и в самом элементарном мейнстриме. Случай Пола Фейга — тому неопровержимое доказательство.
Скромный ремесленник, преимущественно подвизавшийся на сериальном поприще, в 2011 году он пригласил в свой "Девичник в Лас-Вегасе" актрису Мелиссу Маккарти — и сорвал банк. Разумеется, невероятный успех этой картины, вывернувшей наизнанку стереотипы комедии о последней вечеринке перед свадьбой, где пьянство, дебоши и разврат доселе оставались исключительно мужской прерогативой, в немалой степени принесли сценарный и постановочный талант Фейга. Но едва ли не главным его козырем стала исполнительница роли одной из подружек распоясавшейся невесты — дородная и самоуверенная, не лезущая за словом в карман и не особенно заботящаяся о том, какие слова из него вынимает, героиня Мелиссы Маккарти.
Проницательный режиссер живо смекнул, как ему несказанно повезло, и тут же придумал для толстушки новую роль. Теперь ревизии подвергся классический фильм о полицейских-напарниках, где в дуэте с тощенькой Сандрой Буллок неукротимая Мелисса изображала "Копов в юбках", продолжая сыпать сортирными шутками и подсмеиваться над собственным весом. "Шпионка", в общем, неуклонно продолжает ту же линию, только теперь клоунесса со слоновьей пластикой непринужденно напяливает на себя новый образ. Точнее, образ — прежний, но обстоятельства изменились — героине Мелиссы Маккарти предстоит демонстрировать свою внушительную стать и заборный юмор в обличье агента спецслужбы Сьюзен Купер, пытающейся уберечь Нью-Йорк от катастрофы — террористы намерены взорвать там портативную ядерную бомбу.
Обстоятельства, впрочем, предельно условны. Пол Фейг искренне озабочен не мировыми проблемами, а типологией жанра. Скрупулезно исследовав все ингредиенты, из которых вот уже несколько десятилетий мастерится франшиза о Джеймсе Бонде, он смело сочиняет пародию на "агента 007", который, к слову, сам является пародией на героев классических шпионских романов и фильмов. Так что не сомневайтесь, негодяями в фильме будут выходцы из Восточной Европы, а заказывать герои в барах станут исключительно "Мартини".
Безусловно, есть категория зрителей, которые с восторгом примутся искать еще десятки знаков и образов, связывающих новую ленту Фейга с бондианой. Удовольствие им гарантировано, но гораздо больше позитивных эмоций, несомненно, получат люди, возможно, о Бонде и не думающие. Да и зачем он, если среди партнеров Мелиссы Маккарти — Джейсон Стэтхэм, Джуд Лоу и Роуз Бирн? Мужчины играют коллег Сьюзен Купер по ЦРУ, разумеется, сомневающихся в способностях новоявленного агента, а сексапильная Бирн — торговку оружием, которую за ее женственность и чересчур яркие наряды героиня Мелиссы Маккарти наградит обидным прозвищем "шлюха". Не сомневайтесь, там прозвучат слова и похлеще, а о физиологии напомнят не только крупные планы блевотины и половых органов в кадре, но и львиная доля шуток, которыми спасительница Нью-Йорка, осуществляющая свою миссию в Париже и Будапеште, будет сопровождать расправы с противниками и перепалки с мнящими себя мачо сослуживцами.
Да, этот юмор местами коробит. Но всю пошлость, сочащуюся из "Шпионки", искупает обескураживающая наивность, с которой она преподносится. Критики, размышляя о феномене популярности Мелиссы Маккарти, часто говорят о том, что актриса идеально попадает в образ среднего американца, у которого проблемы с лишним весом и самоконтролем, а к тому же победительно воплощает торжество феминизма. В одной из самых веселых и изобретательных сцен фильма Сьюзен Купер не случайно дерется со своей соперницей на кухне, они дубасят друг дружку сковородками и защищаются от ударов крышками от кастрюль — это кто до сих пор утверждает, что женщина должна варить здесь борщи и жарить котлеты? Но, кажется, этот образ апеллирует и к более давним архетипам и литературным матрицам. Этакой разбитной провинциальной тетушки или независимой няни вроде Мэри Поппинс. Способной в любую минуту устроить детворе праздник непослушания. Собственно, умиление этой героиней и есть свидетельство латентного инфантилизма публики, готовой подключиться к авантюрам и приключениям только гипотетически, глядя на них на экране. Так что еще неясно, над кем именно хохочем мы в кинозале, глядя на то, как рыхлая тетка в кудрявом парике, выйдя из тусклого офиса на оперативный простор, истребляет бандитов и террористов. А, впрочем, почему бы и не поверить в сказку, если ее рассказывают с таким азартом и юмором?