В Киевском планетарии проходит выставка американского художника Эндрю Джонса, больше известного в мире под своим творческим псевдонимом Андроид Джонс. Он занимается цифровой живописью, фактически уравнивая в восприятии публики работы, написанные привычными кистью и красками, и созданными с помощью графических редакторов. При этом неизменным при применении любой техники, как доказывает опыт Андроида Джонса, остается умение художника превратить свое имя в легенду, а творчество — в шоу.
Андроид Джонс — открытие для украинской публики, хотя в мире у него тысячи поклонников. Обитают они, правда, в основном, в виртуальном мире, что не удивительно — американский художник создает свои работы с помощью компьютерной мышки. Творит он ею настоящие чудеса, демонстрируя неисчерпаемые возможности новых технологий. Впрочем, безудержная фантазия этого апологета диджитальной живописи управляется крепкой уздой академической выучки. Художественную эрудицию Андроида Джонса замечаешь в любой его работе — он, кажется, сознательно насыщает свои произведения десятками известных образов и символов.
Пристрастие автора к древней символике, по-видимому, и подвигло критиков определить стиль Андроида Джонса как "эзотерический сюрреализм". Вообще, грамотно и эффектно себя идентифицировать, маркировать, поместить в классификацию, не забывая, конечно, подчеркнуть собственную оригинальность, — залог успеха для современного художника. Американец в этом преуспел. Впрочем, имел для этого основания — человек он, несомненно, талантливый, дерзкий и предприимчивый. В 20 лет он попал в компанию Джорджа Лукаса Industrial Light and Magic, усвоив важный урок, преподанный ему знаменитым продюсером и режиссером, — верить в реальность воображаемого мира и не бояться своей фантазии. Эти наставления Андроид Джонс применил, разрабатывая дизайн видеоигр в японской компании Nintengo, а также на посту креативного директора компании развлечений Massive Black Inc. В 2002 году вместе с коллегами Джейсоном Мэнли и Коро Кауфманом он создал компанию ConceptArt.org, где, наконец, совмещая собственную творческую деятельность с обучением неофитов цифровой живописи, получил возможность заниматься тем, чем хочет, самостоятельно выбирать заказы и вволю экспериментировать с новыми технологиями.
Повлияла на художника, как сам он признается, и пережитая им клиническая смерть. Мистические мотивы его картин, отголоски в них индуистской и суфийской философии, эзотерические символы, надо полагать, свидетельствует о реальном прикосновении художника к вечности. Он, вероятно, искренне утверждает, что материализует в своих работах внутреннюю вселенную, запечатлевает образы своих снов и таинственных сфер, куда уносит его воображение. Подобные слова, разумеется, произносили до Андроида Джонса сотни других художников. Американский визионер прекрасно осознает: для того, чтобы прослыть в искусстве знаменитым, необходимо иметь не просто безупречное резюме и яркую биографию, но и хотя бы маленькие личные легенды. Одна из них у Андроида Джонса связана с гусеницей, которую он нарисовал в пятилетнем возрасте в детском садике. Она так поразила воспитательницу, что та настоятельно посоветовала родителям Эндрю развивать несомненный художественный дар их мальчика. Похожие на гусениц существа и сегодня возникают в его работах, но, в общем, скорее, художника привлекают бабочки. Нет, их он, кажется, не рисует. Но о пестроте их крылышек вспоминаешь, глядя на эти картины.
Живопись Андроида Джонса избыточна. Автор словно не в силах остановиться, насыщая свои полотна и видеоинсталляции сотнями новых и новых деталей, линий, цветовых пятен. Это какой-то бурлящий хаос образов. Вполне, кстати, знакомых. Наверное, все мы путешествуем в своей фантазии в одних и тех же сферах. Но, надо признать, удачное совмещение загадочного и узнаваемого в значительной мере и определяет зрительское приятие этих картин. Слишком строгий и недоброжелательный критик, наверное, даже может побранить их как откровенный китч. Но, кажется, Андроид Джонс и не ориентируется на чересчур взыскательного ценителя. Он невинно потакает массовому вкусу. И устраивает для публики эффектное шоу. Иногда — в буквальном смысле, публично создавая работы в режиме онлайн. Художник называет это зрелище "цифровым концертом", и счастливцы, попавшие на презентацию его проекта в Киеве, могли воочию убедиться, как лихо жонглирует Андроид Джонс своими излюбленными образами, конструируя из них очередной образчик "эзотерического сюрреализма".
К слову, любознательные зрители легко могут посмотреть "цифровые концерты" художника в интернете. Да и вообще сложить представление о его творчестве — благо, работает Андроид Джонс весьма интенсивно. Означает ли доступность этих работ в сети то, что киевская выставка устроена для ленивых и нелюбопытных? Конечно, нет. Этот коммерческий проект с билетами по 100 гривен, массой сопутствующей продукции (открыток, принтов, репродукций), в общем-то, тоже сделан по законам шоу. Речь не только о впечатляющем трехмерном видео, созданном на основе работ художника украинской фулдом-студией Fisheye и демонстрируемом на специальных сеансах под куполом планетария. Сама громадная экспозиция, названная автором "Путешествием за пределы разума", организована мастерски, с многочисленными оптическими эффектами, когда при определенной подсветке изображения на металле то исчезают, то проявляются вновь, а в голографических картинах одни образы сменяют другие. Там вообще в полутьме все мерцает и переливается; на каждый артефакт, установленный на специальных платформах, направлен свет прожектора с фильтрами, из-за чего предметы и изображения постоянно окрашиваются в другие цвета. Образы Андроида Джонса карабкаются даже на стены, оживая в мультимедийных композициях.
Кстати, публике там доступен компьютер, напичканный самыми современными графическими программами, на котором под руководством специального инструктора можно попробовать нарисовать что-нибудь яркое и эзотерическое. Попробовав вообразить себя Андроидом Джонсом. Конечно, приступая к этому творческому акту, не лишне заблаговременно сочинить для себя и какую-нибудь красивую легенду.