RU  UA  EN

воскресенье, 24 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

По морде за "великую культуру": почему Россия проиграла еще один фронт

О русской культуре как о покойнике, то есть ничего

О русской культуре как о покойнике, то есть ничего Фото: online.ua

"Великая русская культура" оказалась такой же беспомощной субстанцией, как и "вторая армия мира". Большая война, которая длится уже почти девять месяцев, породила множество культурных нарративов, как естественный отзыв на судьбоносные события в жизни двух народов. Только вот отличие в том, что украинский культурный отклик на войну стал известным и популярным во всем мире, а российские нарративы не прижились даже среди собственного населения. Почему россия уже проиграла на культурном фронте - разбирался "Апостроф".

От калины до иконы

Широкомасштабное вторжение рф 24 февраля стало шоком для всего украинского народа: ракетные удары по городам страны, прорыв границы, оккупанты на киевской Оболони, раздача оружия в столице… И в этот критический момент первых дней вторжения, появляется песня "Байрактар", посвященная успешному уничтожению российских войск при помощи турецкого БПЛА. Трек авторства подполковника запаса Тараса Боровока моментально становится хитом, собирает миллионы просмотров на YouTube, получает позитивные рецензии в респектабельных литературных журналах на Западе, его разбирают на ремиксы электронные музыканты, собирая еще миллионы просмотров.

Читайте: Время пришло: в Киеве презентовали художественный проект, который расскажет миру об Украине

Проходит всего несколько дней, и поднимается самое настоящее культурное цунами: лидер "Бумбокса" Андрей Хлывнюк, вступивший в терроборону Киева, на пустой Софийской площади исполняет куплет из песни "Ой у лузі червона калина" и выкладывает ролик в соцсети. Песня получает вторую жизнь и становится мировым хитом, который исполняется на площадках, начиная от уличных театров, и заканчивая многотысячными стадионами. Даже икона британского рок-н-ролла Pink Floyd прерывает многолетнее творческое молчание и выпускает сингл Hey, Hey, Rise Up, в основе которого украинская песня.

А в мае на песенном конкурсе "Евровидение" победу получает группа Kalush Orchestra с песней "Стефания". И хотя сам трек не на военную тему, группа вписывает его в общественно-политический контекст, призывая со сцены конкурса освободить пленников "Азовстали". Стоит ли говорить, что "Стефания" также становится хитом, а это удается далеко не каждому победителю "Евровидения".

Читайте: Запрет творческой деятельности россиян в Украине: Зеленский ответил на петицию

Впрочем, украинский культурный отклик на войну был не только музыкальным. Серия марок "Укрпошты" на военную тематику разошлась миллионными тиражами и стала объектом коллекционирования филателистов по всему миру.

Совершенно невероятная история произошла с киевлянкой Татьяной Близняк, которая, укрывшись от бомбежек в метро, была снята фотографом в момент кормления грудного ребенка. Фото обошло все передовицы западной прессы, по его мотивам была написана картина, которая превратилась… в икону в одном из храмов Неаполя.

А еще был керамический петушок, удержавшийся на шкафчике в разбомбленном доме в Бородянке. Изделие стало символом стойкости украинцев в войне, и даже пополнило коллекцию подарков экс-премьера Великобритании Бориса Джонсона. А в это время…

Что там у рашистов

… "великая русская культура" силилась родить собственную военную мифологию.

Так, знаки различия на российской военной технике "z" "v" были подняты пропагандой на уровень символов "можем повторить". Гигантская "z" появлялась на фасаде московского театра Олега Табакова, школьников и студентов по всей стране напрягали делать флэшмобы, выстраиваясь в форме неосвастики, а особо упоротые россияне рисовали "z" на футболках и стеклах автомобилей. Однако за "z" нельзя было получить никаких международных наград – давали только по морде. В сети есть десятки видео, где видно, как неосвастика становится причиной конфликтов и потасовок не только за рубежом, но и в пределах самой рф. В Германии, Ирландии, Казахстане, Чехии, Литве, Эстонии символ запрещен, а многие международные компании, которые вообще не имеют никакого отношения к рф, решили убрать букву "z" из нейминга своих продуктов, чтобы не ассоциироваться с войной.

Пропаганда силилась сделать и собственные мотивирующие песни. Например, трек "я – русский", певца ртом Шамана. Но опять провал и скандал: российский юморист Александр Гудков записал пародию под названием "я – узкий", и теперь ему грозит до 5 лет за решеткой.

Отдельное извращение рашистов – потуги создать персонализированный символ "освободительной войны". Если в Украине в этом качестве выступил, например, "Призрак Киева", то в россии навели яркий свет прожекторов пропаганды на Анну Иванову – 70-летнюю жительницу Харьковской области, которая, не вполне отдавая отчет своим действиям, вышла к украинским солдатам с советским флагом. Уродливые репродукции "бабушки с флагом" стали появляться на фасадах российских домов, открытках, в форме сувениров, а в Воронеже пенсионерке даже поставили памятник. Но после того, как журналисты побывали в гостях у Ивановой и выяснили, что прообраз российского символа "победы" слегка не в себе, да и украинских военных пенсионерка за "нацистов" не считает, культ "бабушки с флагом" быстро сошел на нет. Таким образом, даже маленький пес по кличке Патрон оказался более знаковым, чем вся "великая русская культура".

Так почему же украинские военно-культурные нарративы обрели мировую популярность, а российские отторгнул даже собственный народ?

"Немая" россия

Логично было бы предположить, что все дело в том, что наш культурный отклик народный, а значит искренний и креативный в то время, как российский – искусственный, поэтому мы и выигрываем.

"Природа культурного нарратива совсем разная, - поясняет "Апострофу" галерист, куратор выставок Павел Гудимов. – В случае с Украиной, это искреннее высказывание творческих людей, на тему непринятия агрессии, войны, причем не только в самой Украине, но и в мире. Эти высказывания связаны с личной позицией творческого человека. В большинстве случаев это не заказы, не чьи-то просьбы. Российские акции это – "заказняк", рассчитанный на истерию. Люди культуры в россии куплены властью, и они просто делают то, что им говорят и таким образом зарабатывают деньги".

"Любые символы рождаются снизу. Символ нельзя привнести сверху, иначе он будет вызывать определенное сопротивление у части населения, - добавляет "Апострофу" религиовед Игорь Козловский. – Например, "Червона калина" обрела новое содержание, новый смысл, который стал символическим проявлением освободительной войны. Этот символ пришел снизу, ведь не власть его спустила в народ".

Но ведь "внизу" в россии совершенно искренне поддерживают политику кремля, смазывая российскую военную машину солдатами и призывами "показать этим хохлам". Почему же там не способны родиться "живые" культурные нарративы?

А потому что вся эта российская "искренность" не настоящая и сконструирована пропагандой.

"Они ждут от пропаганды объяснения всего. Эта поддержка не является их личной ценностью - это штампы пропаганды" - отмечает Козловский.

"Российская культура, как и общество в целом, существует в ситуации искривленной пропагандой реальности, - поясняет "Апострофу" критик, куратор современного искусства Константин Дорошенко. – Десятилетиями там насаждалась теория "постправды", согласно которой врут или привирают все, а "обычный человек" всегда будет иметь недостаток информации, чтобы в чем-то разобраться. Отсюда и циничная российская отговорка "не все так однозначно". Таким образом, в российском обществе были дискредитированы любые ценности, права человека, понятия достоинства. В таких условиях культура создает фальшивые, искусственные образы и высказывания, которые не могут быть убедительными. И это касается не только массовой культуры, но и мнимо протестной".

Самим же россиянам, если не использовать "мозги" пропаганды, сказать миру попросту и нечего. Они сами ничего не понимают.

"Они не понимают, что это за война, какие задачи перед ними стоят. Там огромная проблема с формулировкой простых и понятных истин, которые заменяются придуманными, непонятными вещами. Какие "нацисты", какая "денацификация", какой "киевский режим"? Эти термины ничего не объясняют" - добавляет Павел Гудимов.

"Например, россия пыталась создать псевдосимволы из букв "z", "v", и действительно часть россиян рисовала эти символы. Но проблема в том, что эти буквы не являются символом в полном понимании этого слова, так как символ несет закодированную смысловую информацию. Но даже сами россияне не могут объяснить, что это за буквы, поэтому "z", "v" не могут превратиться в живой органичный символ, тем более что он спущен сверху", - подчеркивает Игорь Козлоский.

Украинский голос

На фоне этой культурной немоты, голос Украины как раз и становится громким, потому что украинцам есть что сказать миру.

"Мы в этой войне выглядим очень уверено. И это момент романтики, героизма, которого мир не видел давным-давно", - говорит Павел Гудимов.

"Мы боремся за ценности и они являются для нас органичными. А что пытается сделать россия? Она пытается уничтожить не только нас, но и ценностные ориентиры, которые являются для нас важными: свобода, достоинство и наша идентичность, которая сама по себе уже стала ценностью. Это дает нам возможность создавать культурное поле, в которое встраиваются эти ценностные ориентиры. Ведь про что песня "Червона калина"? Про свободу, достоинство и идентичность" - отмечает Игорь Козловский.

Конечно, пропаганда всегда осознавала кризис ценностей в современной россии. Именно для этого десятилетиями создавала культ "победобесия", апеллируя к прошлому, в котором эти истинные ценности якобы существовали. Но на этом поле рф ожидаемо провалилась.

"Дело в том, что у нас есть гражданская нация, которая включает в себя и украинцев и татар и евреев и даже тех же россиян, которые считают себя украинцами. А в россии нет этой гражданской нации. И это значит, что нет общей национальной идентичности. Есть чеченцы, есть башкиры, буряты, поэтому они не могут создать общие культурные нарративы, которые имели бы символические смыслы", - резюмирует Игорь Козловский.

А потому и неудивительно, что если россии как единой нации нечего предложить даже самим себе, то "великой русской культуре" нечего предложить и миру.

"Дело в том, что россия сама себе никогда не была интересна. А если ты не интересен себе, то ты неинтересен и другим. А Украина, даже в худшие времена истории, была интересна сама себе. Да не полностью, но активная, проукраинская часть населения всегда интересовалась сама собой", - говорит "Апострофу" писатель и сценарист Андрей Кокотюха.

Кроме того, здесь действуют и простые законы драматургии.

"Даже современная российская власть — это уже четвертое поколение именно большевиков. Режимы, которые были там последние 100 лет, не особо менялись: это всегда была диктатура, всегда авторитарный режим. То есть в россии изменений не происходит. А в Украине сейчас происходят глобальные изменения, которые повлияют на мир. И независимо даже от войны всегда интересно наблюдать за теми странами, за теми обществами, в которых происходят какие-то изменения. Это закон драматургии. Всегда интересно наблюдать за историей, в которой происходит изменение персонажа", - резюмировал Кокотюха.

Впрочем, в перспективе у "великой русской культуры" все же есть шанс предложить миру и себе один великолепный проект, который будет встречен с радостью во всем мире – балет "Лебединое озеро" по всем каналам российского телевидения.