В четверг коммунальные службы начали разбирать палатки и мусор с проезжей части улицы Крещатик. Живущие в палаточном городке на Майдане люди в знак протеста начали жечь шины и забрасывать брусчаткой и «коктейлями Молотова» добровольческие батальоны при МВД ‒ «Киев-1» и «Киев-2», которые обеспечивали правопорядок при уборке главной улицы столицы. После часового столкновения милиция решила отступить, при этом коммунальщики продолжили очищать Крещатик от палаток. В мэрии объявили выходной день для женщин-сотрудниц администрации, а также усилили охрану здания Киевской городской государственной администрации.
Утром около 300 работников коммунальных служб начали разбирать баррикады на проезжей части Крещатика, собирать шины и кранами поднимать бетонные блоки, установленные на дороге ближе к Европейской площади. Сначала им никто не мешал, но уже ближе к 10.00 жители палаточного городка на Майдане в знак протеста начали поджигать у сцены автомобильные шины. Повалил черный дым, который начал распространяться на центральные улицы.
‒ Никто никого не предупреждал. Сказали, что хотят провести с нами переговоры, но при этом начали штурмовать и сносить палатки,‒ кричал один из майдановцев Николай Бондарь.‒ У нас вчера ребята выехали в зону АТО, а они этим воспользовались, нагнали в десять раз больше людей для уборки. Но наши люди уже сюда подтягиваются!
Порядок во время демонтажа палаточного городка должны были обеспечивать 100 добровольцев из специальных батальонов «Киев-1», «Киев-2» и общественного формирования «Левый берег». Около 30 человек из «Киев-1» в касках и бронежилетах попытались оттеснить людей от горящих шин, чтобы пожарные имели возможность потушить огонь.
‒ Шакалы б..дь! Что же вы делаете?! Одумайтесь, у вас совести нет! За сколько вы продались? ‒ кричали со всех сторон около десятка протестующих против сноса палаток.
‒ Отойдите на два метра! Мы вас не будем трогать! ‒ орали в ответ добровольцы из «Киев-1».‒ Вы уже всем здесь надоели! Проезжую часть освободите и все!
‒ Никогда, пид..сы!
Во время перепалки майдановцы принялись тащить шины с верхней баррикады на улице Институтской к перекрестку с Крещатиком и поджигать их, бросая бутылки с «коктейлями Молотова». Кроме того, активисты начали стягивать металлические ограждения на проезжую часть. Между бойцами «Киев-1» и майдановцами началась потасовка: взорвалась шумовая граната, в добровольцев из «Киев-1» полетела брусчатка и «коктейли Молотова». Все это сопровождалось криками, сиренами, лаем служебных собак, пением национального гимна и периодическим скандированием: «Слава нации! Смерть ворогам!».
Одним из самых активных защитников палаточного городка был священнослужитель, назвавший себя отцом Иоанном. Он периодически пытался отогнать бойцов из «Киев-1» ‒ то брусчаткой, то огнетушителем, то куском арматуры.
‒ Я хочу, чтобы я мог своего ребенка привести сюда и рассказать, что здесь происходило, а не водить его по этому бомжатнику,‒ эмоционально доказывал свою правоту один из командиров «Киев-1» Юрий Степанович, забирая шланг с водой у одного из майдановцев.
‒ Ты же на этом бомжатнике жил, ты же на этом бомжатнике ел, быдлота ты такая! ‒ кричал ему тот в ответ.
Кто-то из толпы начал кричать, что сюда едут бойцы Национальной гвардии, у которых тоже есть оружие, как и у «Киева-1». Батальону «Киев-1» поступила команда отступить, чтобы не провоцировать противостояние. Во время их отхода к Европейской площади в них продолжали лететь камни и куски железа. Майдановцы также начали бить палками отъезжающий автобус с коммунальщиками, которые, защищаясь, бросили в них железное зеленое ведро, разукрашенное белыми ромашками.
Тем временем майдановцы подожгли канистры с горючим и шины возле Главпочтамта, чтобы отогнать уже другую группу добровольцев из «Киев-2».
‒ Валите на хрен отсюда! ‒ визжали, как показалось, не совсем адекватные женщины.‒ Придет «Айдар» (добровольческий батальон, сформированный из бойцов Самообороны Майдана, который третий месяц несет службу в зоне АТО.‒ А') будет вам пи..да!
‒ Ребята, уходите отсюда! ‒ просили более вежливо мужчины.‒ Зимой, половина из вас была здесь.
‒ Я с 23 ноября стоял,‒ спокойно отвечал один из добровольцев.‒ Мы должны сейчас были уже быть в зоне АТО, но нас прислали сюда.
‒ Так почему ты сейчас против нас? ‒ кипятились майдановцы.‒ Мы здесь будем до полной победы и будем защищать народ!
Часть протестующих в масках и балаклавах залезли на крышу железного киоска возле улицы Прорезной и начали стучать по нему, отбивая ритм.
‒ Мы не против Майдана, мы сами майдановцы, запомните это! ‒ сказал один из добровольцев, и группа начала отступать вверх по Прорезной, распевая гимн.
‒ Это наши хлопцы, не трогайте их! ‒ успокаивал кто-то самых рьяных протестующих.
После того, как добровольческие батальоны с работниками коммунальных служб ушли с Майдана, защитники начали загонять часть брошенной техники поближе к сцене ‒ грузовик, автокран с пробитой шиной переднего колеса и армейский кунг.
‒ Сегодня мы жгли шины, а завтра придем сюда с оружием! ‒ грозил неизвестный молодой парень, разгуливая по центру проезжей части.
Однако уже к обеду сотрудники коммунальных служб продолжили убирать сгоревшие палатки и мусор на проезжей части Крещатика и возле Дома профсоюзов со стороны улицы Михайловская. Всего в результате столкновений пострадали около 50 человек. Кроме того, в Киевской городской госадминистрации (КГГА) решили сделать выходной для женщин, которые работают в здании КГГА (расположено недалеко от майдана Незалежности), а также усилили охрану мэрии. Сказал свое слово и мэр Киева Виталий Кличко: «Большинство киевлян требуют порядка и безопасности в центре города. То, что здесь происходило в последнее время,‒ криминал. Нападения, стрельба, взрывы, попытки захвата чужого бизнеса. Это полная дискредитация идеалов того Майдана, на который вышли осенью украинцы,‒ заявил он, подчеркнув, что постоянно вел переговоры с майдановцами, предлагая им самим уйти с площади.‒ А эти граждане говорили: “Не пойдем и все, привезите нам холодильник, туалет или еще что-то”. Это борьба за демократию? В то время, когда идет война на востоке, когда нужно строить страну, работать, кто-то приватизировал себе центр Киева и диктует условия. Тем более, что основные требования, за которые стоял Майдан, выполнены. Состоялись выборы президента, пройдут досрочные выборы парламента. Сегодня нужно работать, а не позорить идеи Майдана и страну!».
Общество