Один из крупных мировых медиахолдингов Sanoma Corporation уходит из Украины – компания закрывает Esquire, National Geographic, Men's Health, Harper's Bazaar и «Домашний очаг». При этом женский журнал Cosmopolitan продолжит работу, его выпуском займется украинское подразделение российской Hearst Shkulev Media. Решение Sanoma не стало неожиданностью, так как с осени прошлого года компания планировала реорганизовать бизнес в Восточной и Центральной Европе. Очевидно, такое решение вызвано ухудшением финансовых показателей холдинга, говорят участники рынка.
В Украине закрываются глянцевые журналы Esquire, National Geographic, Men's Health Harper's Bazaar и «Домашний очаг», говорится в официальном сообщении одного из крупнейших медиахолдингов в мире – финской Sanoma Corporation. «Ознакомившись со стратегическим отчетом, опубликованным 31 октября 2013 года, Sanoma приняла решение прекратить предпринимательскую деятельность в Украине. Данное решение было согласовано со всеми акционерами и партнерами компании. Выпуски за январь 2015 года станут последними, которые выйдут в печать. Интернет-сайты прекратят свою работу 31 декабря 2014 года»,– отмечается в сообщении. До последнего времени Sanoma занималась развитием этих изданий совместно с американской компанией Hearst. Следует отметить, что в этом году холдинг также закрыл в Украине журналы Sensa и Casaviva.
Заместитель главного редактор National Geographic Україна Дмитрий Губенко отмечает, что сегодняшнее официальное сообщение компании после распространившейся вчера неофициальной информации о закрытии стало неприятной новостью. «Ведь окончательного решения о том, что будет с активами в Украине, не было. Поэтому о том, что мы закрываемся, узнали уже из сегодняшнего заявления Sanomа»,– говорит господин Губенко. Коллектив журнала Esquire узнал о закрытии неделю назад, сообщил отраслевому интернет-изданию «Телекритике» главный редактор Esquire Украина Алексей Тарасов.
Поисками покупателя на активы в Украине Sanoma занялась еще осенью прошлого года. «Все это продолжается уже полтора года, еще до санкций в отношении России и до войны в Украине. Но, конечно, события в стране ускорили наш конец»,– говорит господин Тарасов. Следует отметить, что в конце октября 2013 года Sanoma Corporation заявила о планах провести стратегическую переоценку своих активов в Восточной и Центральной Европе, а также Бельгии, не исключая их продажи. В прошлом году выручка Sanoma Corporation на этих территориях сократилась на 13%, до 173,5 млн евро, а продажи рекламы в печатных изданиях упала на 18%, а в сегменте онлайн-медиа остались на уровне прошлого года. После сделанного заявления холдинг продал бизнес в Сербии, Чехии, Венгрии, а также штаб-квартиру в Хельсинки. Сейчас Sanoma ведет переговоры о продаже бизнеса в России. По данным российского информационного агентства ИТАР-ТАСС, в инвестиционном предложении, подготовленном Citibank (выступает консультантом сделки) говорится, что «украинский бизнес Sanoma, который выставлен на продажу вместе с российским, может стать операционно убыточным в 2014 году». В прошлом году выручка Sanoma Media Ukraine снизилась на 12,7%, до 61,1 млн грн, а EBITDA составила 2,9 млн грн. В то же время, по итогам этого года, холдинг ожидал падение выручки на 20,8%, до 48,4 млн грн, а убыток по EBITDA в размере 10,9 млн грн.
Однако одно издание продолжит свою работу в Украине – это женский журнал Cosmopolitan. Право на его издательство, а также на интернет-сайт сosmo.com.ua получила российская медикомпания Hearst Shkulev Media, которая также выпускает в Украине глянцевые журналы Elle и Maxim. «Первым номером украинского журнала Cosmopolitan, выпущенным Hearst Shkulev Ukraine, станет февральское издание, которое появится в продаже в середине января 2015 года»,– отмечается в сообщении компании. На должности главного редактора Сosmopolitan останется Анна Баздрева, которая сейчас возглавляет редакцию. «Мы подписали договор, лицензионное соглашение на издание журнала, это право мы получили у компании Hearst. Это новое соглашение. Мы ничего не выкупали у Sanoma. Другие издания помимо Cosmopolitan в Украине нас не заинтересовали»,– заявил вчера российскому агентству ИТАР-ТАСС президент Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев. Директор по рекламе делового сегмента медиахолдинга UMH Group Неля Чернышук отмечает, что женский сегмент глянца во время падения рынка более устойчив, чем остальные. «В отличие от мужских или деловых журналов, женский более денежноемкий, и падение рекламы в этом сегменте всегда ниже, чем в остальных сегментах»,– добавляет госпожа Чернышук. Ранее Всеукраинская рекламная коалиция страны прогнозировала, что падение рекламы в журналах по итогам 2014 года составит 17% по сравнению с 2013 году. Следует отметить, что за последний год закрылись ежедневное деловое издание «Коммерсант», а также еженедельники «Инвестгазета» и «Контракты».