Санкции, введенные странами Запада по отношению к Российской Федерации в связи с ситуацией в Украине, оказывают серьезное негативное влияние на экономику России. Однако пока они не заставили ее прекратить агрессию на территории Украины, а ограничительные меры не достигли своей цели, пишет в своей статье в американском еженедельнике Newsweek Роберт Кан.
Российские политики, в частности министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, заявляют об окончании периода ослабления рубля, в то же время зарубежные специалисты предрекают неминуемый и полномасштабный экономический кризис в России, сопровождаемый крахом кредитно-финансовой системы страны, повышением процентных ставок и ростом безработицы. В своей статье Роберт Кан назвал обе точки зрения неправильными.
«Реальность такова, что это только начало кризиса. Санкции и падающие цены на нефть, безусловно, способствуют значительному ухудшению экономического положения в России, однако в стране имеются огромные финансовые резервы. С учетом грамотной политики экономии Российская Федерация может отсрочить полномасштабный кризис»,– считает господин Кан.
Классический кризис
«Последние события в России напоминают классический вариант кризиса в стране с развивающимся рынком,– отмечает Роберт Кан. – Массовая биржевая распродажа и потеря уверенности инвесторов способствуют оттоку капитала, а резкие повышения процентной ставки не в силах прекратить обесценивание валюты. Поток инвестиций в страну резко сокращается, а потребители стараются быстрее избавиться от рубля».
Следует отметить, что одной из основных причин ухудшения экономической ситуации в России является резкое падение цен на нефть. Ввиду того, что РФ является крупным экспортером энергоресурсов, нынешняя цена за баррель «черного золота» в $50, при том, что в середине 2014 года она составляла около $110, является губительной для экономики страны. Под угрозой, в частности, находится финансовый сектор РФ. «В то время как иностранные банки сворачивают свою поддержку, сочетание санкций с низкими ценами на нефть и растущим количеством просроченных кредитов становится "токсичной смесью" для российских банков»,– говорится в статье.
По мнению господина Кана, на данный момент полномасштабному кризису в России препятствует уверенность, что Центральный банк (ЦБ) РФ может и будет всецело поддерживать банковскую систему. «Если по этому поводу возникнут сомнения, вскоре начнется панический отток средств из финансовых учреждений. В этом состоит главная угроза для ЦБ»,– отмечает эксперт.
В этой связи возможно установление контроля за движением капитала, что прежде в России считалось малоэффективным. Варианты его введения могут иметь как умеренный характер, например, требование к государственным компаниям продавать имеющуюся у них иностранную валюту, так и распространиться на сектор частных депозитов в виде жестких ограничений.
«В конце концов, не все так плохо для РФ. Даже с учетом того, что за прошлый год золотовалютные запасы страны сократились на $121 млрд, в расположении российского правительства находятся еще $389 млрд. Вопрос только в том, пожелает ли Россия тратить эти деньги»,– отмечает Роберт Кан.
Санкции, введенные странами Запада в отношении Российской Федерации, оказывают дополнительное давление на и без того «страдающую экономику». Из-за ограничительных мер Россия не может ослабить ущерб, нанесенный стране падением стоимости нефти: государству запрещены займы у иностранных компаний и учреждений, а также ограничена торговля с ними. За последние несколько месяцев международные банки ушли с российского рынка, а объемы торговли и инвестиций значительно уменьшились. «Россия была способна выдержать либо "нефтяной шок", либо санкции, но то и другое одновременно – нет»,– считает господин Кан.
Аналогичное мнение высказал президент США Барак Обама, заявивший, что «со временем санкции совместно с влиянием от падающих цен на нефть сделают экономику России "достаточно уязвимой"». В то же время, поскольку санкции «изолировали» РФ от внешнего мира, российский экономический кризис не перекинется на Запад.
Кризис без последствий
«Принимая во внимание недавние колебания на рынках, Россия действительно находится в состоянии кризиса,– заключает Роберт Кан.– Но если посмотреть на ситуацию шире, то всеобъемлющий экономический и финансовый кризис создал бы россиянам гораздо больше проблем, чем на данный момент».
По мнению господина Кана, при «реальной» кризисной ситуации российские компании обнаружили бы, что оборотный капитал им недоступен; процентные ставки на уровне 17% или выше совместно с ослаблением рубля спровоцировали бы резкий рост цен на импортные товары, произошло бы резкое сокращение капиталовложений. Кроме того, стоило бы ожидать более значительного роста безработицы и падения ВВП.
«До этого еще не дошло. Начало "реального" кризиса зависит как от экономических, так и политических причин. Рост инфляции и глубокая рецессия покажут, могут ли санкции создать условия для мира, а не только изменить курс российских акций и облигаций»,– подытожил Роберт Кан.