Проходящий в Швейцарском Давосе с 17 по 20 января 47-й Всемирный экономический форум был озаглавлен темой "Чуткое и ответственное руководство" и собрал рекордное число участников, которые имели прекрасную возможность дискутировать о глобальном мире. Однако на настроении участников форума не могли не сказаться заявления Дональда Трампа о его взглядах на мировую безопасность. "Устаревшее" НАТО и прогноз на дальнейшие Exit - такие выражения Трампа повлияли не на одно выступление спикеров в Давосе, но также заставили многих действительно обеспокоиться будущим безопасности Европы. О чем говорили в кулуарах в Давосе, а также о том, почему ЕС может развернуться к Китаю рассказывает комментатор-международник, колумнист Finanсial Times Гидеон Рахман.
Когда слушаешь, о чем говорят в коридорах в Давосе, трудно избавится от впечатления, что Запад, как политическое понятие, находится на грани коллапса. Хотя казалось бы на людях никто так об этом не говорит. Напротив, уходящий вице-президент США Джо Байден утверждал, что Америка всегда боролась за защиту свободы наций в Европе. Советник Дональда Трампа Энтони Скарамуччи в Давосе целенаправленно пытался убедить свою аудиторию в том, что новый президент США понимает важность НАТО и ЕС. Но и Байден и Скарамуччи не смогли стереть влияние заявлений Трампа о том, что НАТО – это устаревшая организация, а Великобритания сделала правильный выбор, когда вышла из ЕС. Он также тогда выразил мнение о том, что так поступят и многие другие страны.
Если такие заявления будут воплощены в жизнь новой администрацией Белого дома, то США отстранятся от двух своих ключевых институтов, лежащих в основе Атлантического альянса.
Байден справедливо заметил, что поддержка европейской интеграции была последовательным принципом внешней политики США с 1950 года. Но самые близкие политические друзья Трампа в Европе - это политики, которые настроены глубоко враждебно к ЕС. К тому же, как не учитывать прогнозы Трампа относительно дальнейшего распада ЕС: все это вызывает понятное беспокойство в Европе. Как сказал один высокопоставленный чиновник ЕС в Давосе: "Я стараюсь оставаться оптимистичным, насколько могу, но угрозы велики".
Самая большая непосредственная угроза для ЕС исходит от Brexit. Говоря сначала в Лондоне, а затем в Давосе, Тереза Мэй, британский премьер-министр подтвердила, что Великобритания намерена продвигаться вперед в вопросе выхода из ЕС. Выступление Мэй было встречено в Давосе со смесью печали, недоумения и тревоги. Чувствовалась печаль среди континентальных европейцев, потому что мало кто хочет видеть Великобританию вне ЕС. В Давосе Мэй говорила о том, что Англия хочет видеть Евросоюз сильным.
ЕС может столкнуться с проявлением враждебности со стороны Москвы, Вашингтона и Лондона – на этой волне популистские движения против ЕС могут активизироваться. Эта угроза значительно повышает значимость ряда выборов в Европе в этом году. Консенсусом в Давосе является то, что враждебные к ЕС партии вряд ли выиграют выборы в Нидерландах, Франции и Германии. Однако все помнят о том, что никто не верил в шансы на победу Трампа, и мало кто ожидал Brexit. Так что есть ощутимая обеспокоенность о том, что ждет нас впереди в 2017 году.
За кулисами, и между строк заявлений в Давосе есть понимание того, что время «атлантизма» может подходить к концу. В этих условиях у чиновников ЕС растет интерес к Пекину. Так, в Давове была тепло встречена предлагаемая лидером КНР Си Цзиньпином защита глобализации.
Когда речь заходит о безопасности, есть неохотное признание среди чиновников ЕС, что Трамп имеет право утверждать, что европейские страны не в достаточной мере вкладывают в оборону. Но есть немного уверенности, что широкие политические договоренности, которые лежат в основе альянса НАТО, обязательно переживут президентство Трампа.