Напряженность в политических отношениях между Польшей и Россией, значительно ухудшившихся в связи с агрессией Российской Федерации на территории Украины, в последние недели достигла критического уровня. Вначале РФ обвинила Варшаву в попытке «сорвать празднование Дня Победы в Москве», затем страны обменялись обвинениями имущественного характера.
Значительное ухудшение и без того напряженных российско-польских отношений наступило в связи с агрессией России на территории Украины. С самого начала конфликта польские политики жестко критиковали действия Кремля, неоднократно высказывались в поддержку официального Киева и осуждали как аннексию Крыма, так и вмешательство России в конфликт на Донбассе. Пытаясь остановить руководство РФ, Польша выступала одним из инициаторов введения и ужесточения экономических санкций со стороны Евросоюза.
На двусторонних отношениях России и Польши подобная позиция Варшавы сказалась не лучшим образом. Летом прошлого года в Польше был отменен год России, в ноябре между странами произошла обоюдная высылка дипломатов, а в январе 2015 года президента России Владимира Путина не пригласили на 70-ю годовщину освобождения концлагеря в Освенциме.
Особое возмущение российской стороны вызвало предложение президента Польши Бронислава Коморовского, высказанное в январе, провести 8 мая на полуострове Вестерплатте под Гданьском конференцию «О ситуации в Европе после Второй мировой войны», к участию в которой пригласили большинство европейских лидеров. Власти РФ заподозрили Варшаву в намерении сорвать 9 мая празднование Дня Победы в Москве. В частности, глава администрации президента Российской Федерации Сергей Иванов назвал это решение попыткой «отвадить всякое желание ряда руководителей европейских государств приехать в Москву 9 мая».
Министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына публично поставил под сомнение целесообразность празднования Дня Победы в Москве. Он охарактеризовал проведение праздничной церемонии, посвященной окончанию войны, «в месте, где эта война, по сути, началась, неестественным».«Почему мы так легко привыкли к тому, что Москва ‒ место, где чтят окончание военных действий. Почему не Лондон или Берлин, что было бы более естественным?» ‒ сказал он в эфире радиостанции RMF FM.
В отместку российские власти решили пойти дальше словесных разбирательств. Во вторник, 3 февраля, Арбитражный суд Санкт-Петербурга постановил взыскать с генерального консульства Польши в России 74,3 млн рублей (около $1,1 млн) платы за пользование зданием на 5-й Советской улице города и выселить учреждение, сообщает Коммерсант.
Реакция представителей Польши последовала незамедлительно. Польская сторона назвала постановление суда нарушением Венской конвенции о дипломатических отношениях, предприняв зеркальные требования в отношении российского генконсульства в Гданьске. По оценке польских властей, за последние 10 лет задолженность дипломатического ведомства составила около 2,3 млн злотых (примерно $630 тыс.).
Представители дипломатических ведомств обеих стран отказываются комментировать ситуацию средствам массовой информации, ссылаясь на то, что «предмет спора будет обсуждаться в рамках диалога между министерствами иностранных дел России и Польши».