RU  UA  EN

суббота, 20 апреля
  • НБУ:USD 39.55
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.55
Мир

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Даже Макрон не поможет: Запад не готов выдвинуть Путину ультиматум

Европа пока не готова к более жесткому курсу в отношении РФ

Европа пока не готова к более жесткому курсу в отношении РФ Фото: EPA/UPG

Заявления нового президента Франции Эммануэля Макрона о России, продление в июне европейских санкций против РФ за аннексию Крыма и войну на Донбассе, вероятное скорое введение Вашингтоном новых и закрепление введенных Бараком Обамой санкций как законов – эти факты явно не радуют Кремль. Но, несмотря на ряд факторов, которые свидетельствуют о том, что Запад может стоять на пути к более жесткому курсу в отношении России, Европа, похоже, все еще не готова нести потери ради жестких антироссийских мер, а США пока не намерены выходить на первый план в урегулировании российско-украинского конфликта.

Новая жесткость

Избрание президентом Франции Эммануэля Макрона, его крепкое большинство в парламенте и жесткая критика России вместе с грядущим усилением санкций со стороны США породили в Украине надежды на новый, более жесткий курс Запада в отношении РФ. Во время визита в Москву министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан предупредил россиян, что невыполнение Минских договоренностей повлечет за собой дальнейшее ухудшение отношений между Евросоюзом и РФ. Он отметил, что Франция и Германия, как и прежде, хотели бы более быстрого урегулирования "кризиса". Ранее Макрон заявлял о желании поскорее провести встречу лидеров "нормандской четверки" и активизировать этот переговорный формат. На днях он сказал, что хотел бы, чтобы встреча состоялась до саммита лидеров "Большой двадцатки" в Гамбурге, который пройдет 7-8 июля. По признанию президента Франции, это поможет ему лучше понять, на каком этапе находится мирное урегулирование.

По мнению некоторых наблюдателей, избрание Макрона, особенно вместе с вероятным переизбранием в сентябре канцлером Германии Ангелы Меркель, означает более жесткий диалог Парижа и Берлина с Кремлем. Возможно, это даже может дать второе дыхание "нормандскому формату".

Некоторые аналитики находят определенные сходства между тем, как к своей внешней политике подходят Эммануэль Макрон и президент США Дональд Трамп. Несмотря на все различия во взглядах, французский президент также видится реалистом и прагматиком, готовым пригласить Владимира Путина в Версаль. Во-первых, чтобы получить голоса части избирателей на парламентских выборах. Во-вторых, чтобы иметь возможность обсудить совместную борьбу западных стран и России с терроризмом. Такую идею, как известно, неоднократно озвучивал Дональд Трамп.

"Шизофрения" Белого дома

То, как администрация президента США мечется между критикой России и вариантами наладить с ней сотрудничество, заслуживает отдельного внимания. Эта тенденция говорит о том, что от Вашингтона вряд ли стоит ждать каких-то стратегически выверенных шагов в отношении Кремля.

Американские журналисты узнали о некоем документе об отношениях США с РФ, который якобы готовит госсекретарь Рекс Тиллерсон. Там очерчены как вопросы, в которых Вашингтон не уступит ни при каких обстоятельствах (поставки Россией оружия "Талибану", вмешательство в американские выборы), так и те, в которых Соединенные Штаты и Россия могли бы сотрудничать (война в Сирии, ракетная программа КНДР). Насколько известно, Украина в документе не упоминается, поэтому и судить, к какому разряду американское руководство отнесет проблему российской агрессии на Донбассе и аннексии Крыма, все еще трудно.

По инициативе Белого дома 20 июня Минфин США добавил в санкционный список еще 38 физических и юридических лиц. Ранее, как известно, американский Сенат проголосовал за введение против России новых санкций, инициированных банковским комитетом Сената, и за закрепление всех действующих санкций в виде законов: соответствующая поправка должна быть внесена в закон о санкциях против Ирана. Для этого нужно дождаться утверждения документа в Палате представителей (сейчас предложение рассматривают в профильном комитете) и его подписания президентом. Возможно, расширением санкционного списка президентская администрация пытается предотвратить введение новых санкций Конгрессом и оставить за собой право при желании отменить часть ограничительных мер.

С этой же целью Белый дом может и взять на себя более активную роль в мирном урегулировании на Востоке Украины. Это предвещают и слухи о соответствующем плане Госдепартамента США, и заявление Рекса Тиллерсона о том, что Вашингтон не хочет быть прикованным к "Минску", если Украина и Россия найдут другой способ урегулирования конфликта. Дипломат выступил за сохранение за Белым домом гибкости, которая исчезнет с введением новых санкций Конгрессом и их закреплением как законов.

Наличие этой поправки о санкциях связывает Белому дому руки: если Вашингтон захочет заключить какие-то договоренности с Москвой за счет украинских интересов, с большой долей вероятности санкции тут же будут одобрены Палатой представителей. И Конгресс при необходимости преодолеет президентское вето.

Но даже несмотря на слухи о разработке Госдепартаментом планов урегулирования российско-украинского конфликта, все еще достаточно скепсиса относительно того, намерен ли Белый дом играть активную роль на украинско-российском направлении.

Изменение подходов к "Минску"

Западные партнеры Украины ожидают материализации законодательных предложений Киева (вероятно, озвученных в Вашингтоне), которые скоро должны стать законопроектом о реинтеграции Донбасса. Впрочем, как понятно из проекта концепции закона "О государственной политике восстановления суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей", обнародованном в СМИ, Киев намерен принять новые правовые решения в отношении оккупированных Россией территорий. С политической же точки зрения, все во многом останется по-старому, ведь главные принципы Минских договоренностей будут соблюдены.

Окажет ли какое-то влияние на потенциал "Минска" более жесткая по отношению к Кремлю риторика Берлина и Парижа? Вряд ли. Чтобы проложить путь к уступкам Москвы на Донбассе, одних слов будет мало. Если хотя бы не поставить Кремлю ультиматум в той форме, которая будет ему понятна.

По мнению эксперта Института общественно-экономических исследований Николая Капитоненко, подходы Запада в отношении России вполне могут измениться, хотя оценка политики Кремля в Украине "устойчива и вряд ли подлежит пересмотру". РФ на Западе воспринимают как долгосрочный вызов, и, соответственно, ответные меры на российскую агрессию также были нацелены на долгосрочное ослабление. И это сказалось.

"Сегодня Россия вылетела из топ-десятки мировых экономик, а по уровню военных расходов сравнялась с Саудовской Аравией. Задача во многом выполнена. Конечно же, это не исключает новых шагов, инициатив, санкций и требований. Кремль вынужден будет становиться сговорчивей, и этим будут пользоваться как традиционные соперники, так и друзья России. Их текущая задача сведется главным образом к тому, чтобы подстраховаться на случай резких движений Москвы. "Нормандский формат" для этого хорошо подходит, поэтому будет сохранен. А дальше можно будет более полно использовать нарастающую слабость Кремля в собственных интересах – от Сирии до Северной Кореи", – сказал "Апострофу" Капитоненко.

Изменения в подходах могут произойти, но пока недостаточно фактов, чтобы делать вывод о том, что Запад готов к более жесткому курсу в отношении РФ, полагает политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач.

"США прямым текстом начинают говорить о неадекватности Минских договоренностей как таковых, невозможности их выполнить, констатируется некоторая безнадежность этого формата, - сказал он. – Европейские новые силы, тот же Макрон, будут, конечно же, по крайней мере, первое время настаивать на "нормандском формате", потому что это их формат. И к тому же отношения между европейскими лидерами и американским лидером далеки от серьезного взаимопонимания, поэтому пока что единства западного мира самого по себе нет. Не может быть и единства в подходах к решению российской проблемы. Какое-то время еще будет эта неопределенность. Думаю, как минимум, до немецких выборов осенью".

По словам политолога, американцы ищут какие-то варианты в вопросе мирного урегулирования на Донбассе, но "пока к этому не готовы сами США, сам Госдепартамент не готов предложить что-то или воспринять от кого-то другого готовое предложение". Пока Вашингтон на стадии размышлений, и украинская тема все еще отдана европейским партнерам США.

Согласен с этим и Николай Капитоненко: "Наиболее вероятным сценарием для конфликта в Украине остается сохранение нынешнего состояния. Нам вряд ли удастся втянуть США в процесс регулирования или существенно усилить их давление на Россию. Если это и произойдет, то по мотивам, связанным с политикой Вашингтона, а не с интересами Киева. А "нормандский формат", скорее всего, продолжит выполнять функции предохранителя".

Несколько дней назад Евросоюз на год продлил санкции против России за аннексию Крыма. В ЕС также согласовали продление на полгода санкций за агрессию на Донбассе – о таком решении 22 июня, после первого дня саммита ЕС, сообщил президент Европейского Совета Дональд Туск. Соответственно, нет никаких оснований ожидать хотя бы частичной отмены санкций против России. Но в обозримой перспективе они также вряд ли будут расширены, за исключением уже упомянутой американской поправки. Закрепление действующих санкций США против РФ в виде законов и заметное их расширение наверняка на некоторое время успокоят законодателей. ЕС же, легко продливший санкции против России в июне, вряд ли инициирует новые. А таких мер, которые в скором времени могли бы действительно повлиять на внешнюю политику России, вроде запрета на импорт российского газа, точно не будет.

"Первая реакция, конечно, эмоциональная: есть желание видеть какие-то кардинальные изменения в политике Запада, – отметил в комментарии "Апострофу" эксперт-международник Игорь Тодоров. – Хотя бы то, что говорит новый президент Франции, дает оптимизм. Но, с другой стороны, до сих пор, на мой взгляд, жесткой консолидированной реакции Запада на все события с весны 2014 года нет. Санкции пока точечные: персональные, относительно отдельных отраслей. Могут быть более весомые средства давления на Россию, но они не включаются по ряду причин: нежелание конфликтовать [c Россией], бизнес-интересы..."

Показательный факт – критика европейскими политиками вероятных новых санкций США из-за того, что они затрагивают европейские компании, причастные к проекту газопровода "Северный поток-2". "Я уверен, что у Запада есть невоенные механизмы, которые они могли бы использовать. Но ожидать каких-то реальных шагов, а не только "глубокой обеспокоенности", пока не стоит. Заявления наших властей, экспертов, что мы в Украине ведем борьбу за наши общие европейские, западные ценности, так и не воспринимаются, потому что непосредственно западных стран российская агрессия не коснулась", – считает Тодоров.

Читайте также

Россия зарабатывает миллиарды на нефти: как перекрыть этот "кран"

Запад должен ужесточить санкции против России, чтобы лишить ее большей части черных доходов

Путин умоляет Байдена, чтобы его остановили, но тот колеблется - Олег Лисный

Россия близка к распаду, Западу лишь стоит подтолкнуть - но Штаты боятся и возятся с Путиным

Крестовые походы на Киев: у Путина нашли новую цель войны

У Путина придумали новое оправдание войны в Украине, чтобы еще больше людей загнать под мобилизацию