ЕВГЕНИЙ ЧИЧВАРКИН – российский бизнесмен, сооснователь и бывший совладелец "Евросети", критик кремлевской политики в отношении Украины и аннексии Крыма. С 2008 года один из самых известных российских предпринимателей живет в Великобритании, где занимается винным бизнесом. В первой части интервью "Апострофу" Евгений Чичваркин рассказал о глобальной усталости россиян от Владимира Путина и возможном "водочном" протесте в РФ, а также почему драки в парламенте – это хорошо и без чего Россия не сможет себе позволить полномасштабную войну.
- Как житель Великобритании расскажите, как изменилась система безопасности в стране после последних терактов? Видны ли какие-то кардинальные решения власти?
- Полиции добавилось, полиция стала активнее. Тщательнее проверяют сумки в местах массового скопления людей. Из того, что добавилось, пожалуй, и все. Ничего иного не произошло.
- Едва ли это можно назвать кардинальными решениями.
- Первое время осматривали сумку тщательно, потом чуть халатней, сейчас же просто формально хлопают. По факту просто привлекли людей, которые не в состоянии были работать. И теперь люди, покупающие билет на концерт, дополнительно оплачивают и на них расходы. И это вместо того, чтобы легализовать оружие. Если бы три человека с ножами заорали "Аллаху акбар", например, в Израиле, то они бы не успели нанести кому-то вред, их бы подстрелили сразу. Или если бы автобус врезался в толпу там же, то проехал бы он 15 метров, а не 2 километра – водителя просто убили бы на месте, потому что у людей было бы оружие для защиты. Так что тут в этом вопросе нелегко.
- Чуть больше года прошло после референдума по Brexit. Как сейчас оцениваете отношение общества, бизнеса к этому решению? Что показал год после референдума?
- Главное, что показал этот год – как масс-медиа умеют нагнетать чудовищную истерию. Как такового Brexit не было и вряд ли будет. Уже больше года прошло, но не было издано ни одного закона, конкретной бумаги или инструкции по этому решению. Думаю, что в этом году этого и не произойдет. А если и будет принято, то вряд ли это будет что-то означать. Это такой британский способ забастовки, стачки, если хотите.
- Забастовки кого?
- Политических партий. Понимаете, это то же самое, что с Трампом произошло. Никто ведь не говорил, что выступает за возвращение старых ценностей. Так и здесь – во время экзит-пола люди говорили ожидаемое, а когда оставались один на один со своим бюллетенем, просто тихо ставили галочку туда, куда реально хотели. И в этом прелесть демократии, на самом деле. Здесь тоже когда-то были драки в парламенте. Через это нормальная демократия должна пройти. Я не вижу никаких проблем, если действительно страна ищет свой путь и люди дерутся в парламенте. Японцы тоже дерутся – и это не мешает им оставаться передовой державой мира.
- Наверное, не так часто, как в наших парламентах.
- Я вам так скажу: я бы очень хотел, чтобы наши депутаты в Думе тоже дрались, потому что в нашей Думе одни припущенные овощи, ворье и обычное муд***е. Если бы они у нас дрались, то хотя бы показывали, что как-то по-другому мыслят. А так, они вообще ни о чем не думают. Вот хотя бы поэтому Рада лучше, чем Дума. Там еще есть десяток приличных людей, и этого никто не сможет отрицать.
- Что представляет из себя правительство Терезы Мэй после выборов? Какое к нему сейчас отношение в обществе? Есть какие-то признаки кризиса во власти?
- Сейчас вообще ничего не происходит. И тот факт, что ничего не происходит – не плох и не хорош. А ничего не происходит, потому что никто особо на себя одеяло не тянет. Сейчас все застряло в каком-то статус-кво.
- И к чему этот статус-кво может привести?
- К следующим выборам. Вовремя или раньше – не знаю. Многие говорят о досрочных. Они крайне плохо, очень долго и по-идиотски отреагировали на трагедию, которая случилась в Grenfell Tower (пожар в высотном здании в лондонском районе Северный Кенсингтон, в результате которого погибло по меньшей мере 80 человек, - "Апостроф"). Вместо того, чтобы немедленно выдать всем этим людям квартиры, компенсировать, извиниться, покаяться, они этого не сделали. Это большая ошибка. Я думаю, что после этого Тереза Мэй как политик и ее карьера в целом – невосстановима.
- А как вы объясняете причины такого кризиса во власти?
- Это не кризис, это демократия. Это естественный политический процесс, когда одна политическая партия становится менее популярной, а другая партия, которая находится в более выигрышной ситуации, берет на себя инициативу. Это естественный политический процесс. Это то, что необходимо Украине, это то, что необходимо России, это то, что необходимо Молдове, Кыргызстану, Казахстану и прочим бывшим советским республикам.
- Насколько сильна сейчас российская диаспора в Великобритании?
- В общей сложности с 1991 года сюда приехало порядка 660 тысяч человек. Сейчас здесь учится около 130 тысяч наших студентов. Это свежая статистика. Украинцев не так много – раз в 25 меньше.
- Немало. По вашему мнению, возможность влиять на политические процессы в России, не находясь в России, есть?
- Как показывает история Владимира Ильича Ленина – да, возможно. Или как в свое время повлиял Сева Новгородцев (радиоведущий Русской службы ВВС, - "Апостроф") на падение Советского Союза. Вода тоже долго камень точила, но одна такая маленькая струйка была тоже сильной.
- Как сейчас оцениваете ситуацию, в которой оказалась Россия?
- Сейчас очень много спорят, насколько в целом устойчива система, кто будет - Путин или не Путин...
- Говоря о системе, вы имеете в виду политический режим или экономическую ситуацию?
- Одно с другим достаточно связано, на самом деле. Политический режим будет зависеть от того, насколько будет устойчива экономика. У меня нет сомнений, что не позднее чем через полтора года или даже меньше Россию ждет достаточно серьезное экономическое потрясение, связанное с тем, что нужно будет напечатать деньги.
- В одном из недавних интервью вы, кстати, говорили, что следующий год для России станет знаменательным, многое изменится. Что этому будет способствовать? Вероятная девальвация?
- Понимаете, все ждут новых идей от Путина. Сейчас усталость от него очень большая. Он не понимает, как общаться с младшим поколением вообще. Он этого себе вообще никак не представляет. Просто не представляет.
- И тем не менее поддержка остается, даже при такой усталости.
- Не осталось ни одной независимой исследовательской компании, чтобы эту реальную поддержку посчитать. Мы на 100% не знаем, сколько реально человек его поддерживает. Все, что мы знаем точно: что эти данные сфальсифицированы, и сфальсифицированы прилично. Более того, здесь точно так же, как с вопросом по Brexit. Звонит условный Вася Пупкин учительнице и спрашивает: "Поддерживаете ли вы Путина?" Понятно, что она не хочет быть уволенной и ответит, что поддерживает. Другой вопрос – куда эта учительница поставит галочку, когда будет один на один с бюллетенем. И, главное, если случатся баррикады, понесет ли она пирожки на баррикаду или не понесет?
- А баррикады могут быть?
- Смотрите, в двадцатых числах декабря 2014 года в Москве три дня не было валюты, ее скупили всю в панике. Курс фунта тогда долетел до 122. Когда россияне голосуют по-честному – они голосуют за Джорджа Вашингтона на 100-долларовой купюре. А сейчас половине домохозяек в принципе хватает денег только на еду. И любой инвестиционный скачок выталкивает их в ситуацию, когда им не будет хватать денег на еду.
- А на улицу их такая нехватка еды может вывести? На так называемый "колбасный протест", как его называет оппозиционный российский журналист Аркадий Бабченко, например.
- Может. И не обязательно "колбасный". Он может быть "водочным", также он может быть "табачным", как когда-то уже был в Москве. Даже я застал этот протест и перекрытие улиц. Это все происходит спонтанно, без организатора.
Но нет сомнений, что Путин перед выборами обязательно попытается выкинуть что-нибудь для отвлечения внимания. Начнет какую-то конфронтацию с Трампом, например. Когда Украина была в ужасе от избрания Трампа, я писал, что все, кто в ужасе, просто не прочитали моего сообщения, где все было написано, что это за человек и как он будет себя вести.
- И как он будет себя вести по отношению к Украине?
- Сами посудите, если натовские учения при Трампе организовываются, не при Обаме. Военные учения – это воля Трампа. Обама здорово не доверял коррупционной верхушке Украины, поэтому медлил с этим решением. А у Трампа другие комбинации: он – коммерсант, он будет делать все, что считает выгодным. Трамп встретится с Путиным, они будут долго жать друг другу руки, а потом Путин его на*бет и переведет все в иную конфронтацию, более жесткую.
- Между США и Россией?
- Да, так что – запасаемся попкорном. Не пройдет и нескольких месяцев, как Путин обязательно попытается его обмануть, он – мошенник.
- А что это может быть за обман?
- В Сирии обманет, с Донбассом обманет, еще с какой-нибудь "Малороссией" обманет. Комбинаций масса.
- А для чего это – повышение ставок?
- Логика очень проста: "Это все – наша территория, чего вы лезете со своим НАТО? Украина – это наше. Казахстан – это наше. У вас там своя территория контроля, а у нас здесь – своя" и т.д.
- Возвращаясь к теме выборов в России, недавно обсуждаемой темой стала информация, что в Кремле не могут определиться с месседжами для избирательной кампании Путина. Как вам кажется, какая это будет кампания и какой может быть месседж?
- Я думаю, что у "Единой России" будет хождение в народ, как Путин ходил уже. Он возьмет самых неприятных из своего окружения, принесет их в сакральные жертвы, [Алексея] Кудрина и [Германа] Грефа, например, а после выборов всех на*бет. Он по-другому просто не может. Это же вся наша история – обещает и на*бывает.
- А почему каждый раз получается это делать?
- Первые восемь лет его правления росла цена на нефть, что бы он ни делал. И высокая цена на нефть сделала свое дело. Потом, чем больше они принимают и пишут своих законов, тем становится все хуже и сложнее зарабатывать. Даже в период медведевского правления было иначе. Более того, 2011-2012 годы были достаточно неплохими для России – нефтяные доходы вернулись, все вроде как было ничего.
- А потом?
- А дальше он начал, с одной стороны, принимать всякие невозможные законы для жизни, поднимать налоги, рейдерские захваты проводить интересных неподконтрольных активов. После нападения на Украину резко пошла вниз цена на нефть. На сегодняшний момент Россия сводит концы с концами и не может себе позволить таких проектов, как полномасштабная война, без включения станка.
Из-за идиотской деятельности силовиков за последние пять лет были закрыты 350 банков. Все они разграблены, уничтожены, или им просто не продлена лицензия. Поэтому Путину не остается ничего, кроме как обещать всем бюджетникам повышать зарплаты и даже что-то повышать. Это его основа, только так за него проголосуют. Будет повышать пенсионерам, росгвардейцам, военным, тем же учителям, будет повышать всем бюджетникам. А чтобы это сделать, ему нужна цена на нефть опять за 100. Либо нужно будет включить станок. А включение станка будет означать, что он опять всех на*бет, потому что доллар опять ненадолго станет меньше.
- И что – можно будет всех купить таким вот включением станка?
- Что получается у Путина идеально, чему его учили, в чем он практически никогда не проигрывает и чего он всегда добивается при всех операциях – так это играть в короткую. В долгую играть он не может, а вот в короткую – пожалуйста. Он – тактик, не стратег. Посмотрите на операцию по захвату Крыма. Это очень профессиональная спецоперация. Или похищение [Сергея] Полонского из Камбоджи, маленькая спецоперация, но все же. Или похищение [Леонида] Развозжаева из Киева. Или убийство [Александра] Литвиненко. Или убийство [Бориса] Немцова. Все это – спецоперации, и они у него получаются. Выборы для него – тоже спецоперация: скооперироваться, собраться, сделать план А, план Б, подобрать нужные кадры для этого и все. Это то, что Путин умеет делать и умеет делать хорошо. Он это делает на уровне животного. Он чувствует и понимает, как нужно это делать на животном уровне.
- Как вы считаете, какую роль в этой спецоперации может сыграть Алексей Навальный? Все-таки нет ясности, кремлевский он проект или же реальная оппозиционная фигура.
- Родного брата какого-либо кремлевского проекта, вырванного из семьи, за просто так не пытают в СИЗО, кремлевские проекты не обливают зеленкой, перемешанной с кислотой. Он ведь до сих пор нормально не видит. С кремлевскими проектами так не бывает. Понимаете, мне тоже не нравится популистская во многом программа Навального, даже знаю, кем привнесенная, но нужно признать, что он сейчас – единственный оппозиционный кандидат.
Путин выезжает на стабильности и на гарантии пенсии, на это купили крымчан в 2014 году. Их купили на пенсии, которые должны были быть зимой. В итоге курс (рубля, - "Апостроф") стал 60, и их тоже на*бали.
Обратите внимание, что в Крыму зачастую бывают маленькие локальные протесты. Время от времени они выходят на какие-то акции: не закрывайте больницу, дайте торговать, верните нам рынок, почините мост, дайте воды. Почему люди выходят на протест в Крыму, но не выходят на всей остальной территории, подконтрольной Кремлю? Потому что люди привыкли, что от украинских властей можно хоть чего-то добиться. Если народ недовольный – будем с народом делить. Как говорит ваш президент: свинью стричь – визгу много, а шерсти мало.
И вот так 23 года малохольные мелковороватые украинские власти позволяют людям выходить на протесты. В России все иначе. Если где-то снесли рынок, ни в каком месте, подконтрольном Кремлю, никто не выйдет с протестом. Закрываются больницы, закрываются школы, учителей сокращают, но реально выходят редко, и этого страшно боятся. До какого-то времени, пока были деньги, их просто затыкали деньгами. Кого пугали, кого затыкали деньгами. В какой-то момент Путин опять пообещает всем людям, зависящим от бюджета, стабильности, а он точно это сделает и точно не сможет этого обеспечить, во всяком случае, в валютном эквиваленте.
- А что будет означать такое включение станка в нынешнее время?
- Это рост тарифов, которые и так адовые, это рост цен на еду, а инфляция в России и так просто сумасшедшая из-за санкций, антисанкций, налогов, взяток, поборов, сборов. В основном в российской еде неэффективных затрат, взяток, поборов и налогов где-то миллиард долларов в год. То есть половина хлеба, половина картофеля, 2/3 морковки просто уничтожается взятками, налогами, поборами. Но самым большим бичом нынешнего времени в России является неэффективность.
- Неэффективность использования ресурсов вы имеете в виду?
- Нет, я говорю в целом о периоде тотальной неэффективности. Путин выбирает людей безвольных, зачастую неумных, выбирает, как ему кажется, по принципу верности. Человек безвольный не может быть верным или неверным. Он может быть просто глупым. Вот так и живем. Думаю, если придет Навальный, многие в секунду, даже глазом не моргнув, присягнут ему на верность. Некоторые уже, наверное, даже присмотрели, какой портрет повесить.
- Как считаете, допустит ли Путин к выборам Навального? И есть ли у него шансы на поддержку в таком случае?
- Путин не допустит Навального к выборам, потому что он ему проиграет. Недавно одна моя знакомая, близко общающаяся там в кругах, сказала, что не встречала ни одного человека, который бы не поддерживал Навального. Ни одного.
- Но основа его поддержки сейчас – молодежь, а как он собирается тех же пенсионеров завлекать?
- Для этого в его программе и есть популистские меры, рассчитанные как раз на эту публику. На этом и попробует сыграть.
- На вас как на сторонника Навального дебаты с Игорем Гиркиным как повлияли?
- Гиркин был наемником еще в Чеченской войне. За ним есть абсолютно понятная аудитория. Более того, Навальный ему знаком по маршу 2007 года, кажется (в 2007 году оппозиционные силы провели в разных городах России акции "Марш несогласных", - "Апостроф"). Тогда он как молодой политик искал себя, назовем это так. Потом он от них дистанцировался. Но в любом случае это – общение с террористом, даже несмотря на то, что у Гиркина есть поддержка. Его поддерживают те, кто задается вопросом, почему Путин обещал за три недели взять Киев, но так и не сделал этого до сих пор.
Возвращаясь к вашему вопросу: для Навального эти дебаты хороши как для публичного политика. Вообще, чем больше дебатов, тем он становится крепче. У Гиркина же задача от Кремля – сказать, что на самом деле американские агенты все территории разбазаривают в России, как Ельцин или Горбачев, что он придет – и всех отпустит, Кавказ кормить не будет, он отделится, а все это былое величие пойдет в одно место. Собственно, это Гиркин и сказал. Поэтому у Навального была достаточно сложная риторическая задача – его осадить, переиграть. Но за Гиркиным стоят те люди, которым дай волю – и они закончат свой путь где-нибудь на Аляске под натовскими бомбардировщиками. Им только дай волю.
Продолжение интервью читайте на "Апострофе" в ближайшее время