Значительные повреждения Крымского моста после взрыва говорят о том, что он был построен с нарушениями строительных норм. Более того, упавшие автомобильные пролеты - это только видимые повреждения. Неизвестно, как взрыв повлиял на опоры моста, которые и так проседают из-за особенностей грунта, на котором стоят.
Каковы масштабы разрушения Крымского моста, сколько времени уйдет на его восстановление - "Апострофу" рассказал независимый российский эксперт, геоэколог ЮРИЙ МЕДОВАР, который ранее неоднократно говорил о нецелесообразности возведения моста.
– Фото и видео взрывов на Крымском мосту облетели весь мир. Как вы оцените масштабы разрушений?
– Что меня на самом деле поразило - я вспомнил выступление некоего господина Ротенберга, который стал героем россии, и рассказывал, что мост построен минимум на 100 лет, никакие повреждения ему не грозят, он вечный. И тут вдруг – шарах, взрыв сверху и два пролета просто сложились и упали в пролив.
Почему это произошло? Наверное, что-то не то было заложено в эти пролеты, в этот бетон. И я тут вспомнил знаменитое землетрясение в 1988 году в Армении, когда дома складывались, как карточные домики. Соответственно, после этого они поняли, что не стоит бодяжить бетон, надо делать цемент той марки, которая необходима. А не закладывать в смету дорогой цемент, а брать дешевый. Об этом я давно говорил.
Этот мост - вообще ошибка с точки зрения геологического строения Керченского пролива. Когда в СССР были СНиПы (строительные нормы и правила), сейчас это практически ГОСТ, который путин отменил, ему это не надо, там было сказано, что арочные мосты в сейсмоопасных районах, а это сейсмический район, можно строить только на скальном основании. А тут его нет, тут полутвердые майкопские обводненные глины. Там пяты свай висят в глине, а не упираются в гранитный монолит.
И вот что-то взорвалось, два пролета слетело. Я думаю, это не смертельно, потому что есть вторая линия, но это говорит о том, что качество моста оставляет желать лучшего.
И второе, что меня волнует, произошел удар, а опоры моста, как я говорил, пята свай висит в полутвердых глинах, их нужно проверять на просадку. Все-таки удар был колоссальный и что-то могло сдвинуться.
– А сколько времени может занять вся эта проверка и восстановление моста?
– Это хороший вопрос. Я не знаю, смотря, какие у нас специалисты. А я вообще считаю, что таких специалистов у нас осталось очень мало. Крутые специалисты уже умерли, вторая волна выехала, мы тоже уже старые, а за нами практически никого нет.
Снять и поставить пролеты, это одно. Но тут обязательно надо смотреть, что произошло с опорами после взрыва.
– Если у них нет специалистов, может быть, что они просто поставят пролеты без осмотра опор?
– Вообще так нельзя. По идее, можно сделать тяп-ляп и ракету из навоза, но она не полетит. Тут надо все очень жестко проверять, потому что там нагрузки большие. Там и так опоры проседали, а тут еще и взрыв сильный, сколько там тротила никто не говорит, но это может быть серьезный удар на эти две опоры, на которых сложились пролеты.
А вообще, с ремонтом геморрой будет, конечно. И тут стоит задуматься, а правду ли говорил Ротенберг, или он все же перед царем выслуживался?
Для меня было удивительно, что после стольких утверждений о надежности моста, два пролета падает после взрыва грузовика. Что-то не то в самом покрытии, что-то там набодяжили. А то, что у нас все бодяжат, это я хорошо знаю, стенки домов рушатся, сползают, это мы уже давно проходили.
– Физик Юрий Гиммельфарб утверждает, что никакой взрыв цистерны не в силах обрушить два пролета моста, тем более, что сама ж/д ветка осталась цела. Также и никакое авто не в состоянии такое сделать, правда, если у него в багажнике была атомная бомба, но тогда бы разнесло все. Другие эксперты также допускают, что взрывчатка могла быть заложена в несущие конструкции моста. Как вы это прокомментируете?
– Я не физик, чтобы такое комментировать, но все возможно, раз специалист об этом говорит.
Я приверженец другой теории, о которой я давно говорю. Там рядом с опорами моста есть грязевой вулкан, вот давайте подождем. Он примерно раз в 10-12 лет стреляет, и вот когда это произойдет, я думаю, что от моста ничего не останется.
Грязевой вулкан – страшная штука, это те же вулканы, о которых мы знаем, но там летит лава, пепел и вулканические бомбы, а тут вся эта глина, когда меняется пластовое давление, образуется колоссальная пустота и это все выбрасывается наверх. Тогда эти сваи окажутся в воздухе и все разрушится.
– То есть мост повалят не взрывы, не ракеты, а природа?
– Вот знаете, в Советском Союзе был проект этого моста, но от него отказались, потому что были великолепные эксперты, которые и сказали, что строить его там нельзя. И вот в 70-е годы сказали, что нельзя, а при путине можно. Ну пускай строят, ради Бога.
Грязевой вулкан серьезнее, чем любой взрыв автомобиля с фурами, прицепами и так далее. Дай Бог, чтобы там на мосту никого не было, когда это произойдет, потому что снесет все к чертовой матери.
– Мы знаем, насколько Крымский мост важен для путина, что этот взрыв означает для него?
– Я бы поправил, Крымский мост, очень красивый, стоит в Москве, а это Керченский мост, который был построен для одного человека, для путина. При чем за стоимость этого моста можно было примерно 50 лет паромной переправой перевозить и транспорт, и людей бесплатно. Окончательная стоимость строительства моста была 300 млрд рублей, а какая еще эксплуатационная стоимость этого моста? Это же очень дорогое удовольствие, какая там система безопасности, камеры, сколько народу стоит.
– Это еще и серьезный репутационный удар.
– Конечно. Еще раз повторяюсь, Ротенберг гарантировал, что мост 100 лет стоять будет. Значить гарантии Ротенберга сводятся к нулю или минус единице.