На прошлой неделе СМИ сообщали, что президент Владимир Зеленский в ближайшие дни планирует приехать с визитом в Армению. Дата визита официально подтверждена не была. Позже армянские СМИ сообщили о переносе поездки украинской делегации в Ереван якобы из-за сигнала со стороны Баку, с которым у Украины – давние и достаточно теплые отношения. Тем временем Армения все больше дрейфует от России, заявляя о налаживании более тесных отношений с Евросоюзом, по крайней мере, на словах. Главная причина – несостоятельность России, как формального ее союзника, обеспечить безопасность. В результате Армения уже потеряла Нагорный Карабах, и возможно это не конец. Особенно дрейф Еревана активизировался в последнее время. Что все это значит, рассказывает "Апостроф".
Половинчатые шаги
Ереван в последнее время дает серьезные сигналы мира об изменении международного политического вектора. В октябре прошлого года Национальное собрание Армении ратифицировало Римский устав, на основе которого учрежден Международный уголовный суд. Это символический шаг, но важный с точки зрения политических сигналов – Международный уголовный суд ранее выдал ордер на арест президента России Владимира Путина. Теперь Путину закрыт путь в Армению, потому что там его должны были арестовать.
Активизировались и разговоры о начале евроинтеграционного процесса со стороны Еревана. В четверг, 29 февраля, спикер Национального собрания Ален Симонян заявил, что Армения должна задуматься о возможности стать кандидатом на членство в Евросоюзе.
Несколькими днями ранее, премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что его страна приостановила участие в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). По словам премьер-министра, это означает, что у Армении уже больше года нет своего постоянного представителя в ОДКБ, не принимает участия в мероприятиях на высоком и высшем уровнях, однако и не ставит вето на принятые решения. Более того, Пашинян грозится оформить заморозку официально.
Читайте: Армения сделала первый шаг к разрыву союзнических отношений с РФ
"ОДКБ, вопреки своим обязательствам по обеспечению соответствующей позиции по вопросу безопасности Армении, делает обратное. Сейчас мы де-факто заморозили (членство в ОДКБ), и если этот процесс продолжится, заморозим и де-юре", - заявил в парламенте премьер-министр Армении Никол Пашинян.
И хотя речь идет о серьезных заявлениях, но они пока не подкреплены чем-либо более серьезным.
"Проблема в том, что нет понятия замораживания членства в уставе ОДКБ. Это употребленная Пашиняном словесная формула не имеет перед собой правовой основы. Устав ОДКБ предусматривает только участие или выход, - говорит "Апострофу" доктор политических наук, эксперт по вопросам национальной и военной безопасности Рачья Арзуманян, - это не плодотворно и даже вредно. Такие заявления могут выводить из себя Россию, которая имеет сильное влияние в Армении. Ситуация, когда ты говоришь, но потом не делаешь, ослабляет твою позицию, к тебе серьезно не относятся".
Переговоры о мире и не только
На уровне лидеров государств между Арменией и Азербайджаном состоялось несколько встреч: последняя, во время Мюнхенской конференции безопасности, прошла 17 февраля. Параллельно, в эти дни на уровне министров иностранных дел продолжаются переговоры по мирному договору. Посредником здесь выступает не Россия, как это было раньше, а Германия.
Переговоры сопровождаются резонансными заявлениями обеих сторон.
Так, президент Азербайджана Ильхам Алиев встречается с представителями общины "Западного Азербайджана" (нынешняя территория Армении) и обещает, что они "вернутся на родину своих предков".
Сам же Никол Пашинян публично заявляет о риске нападения со стороны Азербайджана.
"Это может быть, например, начало военной эскалации на каком-то участке границы с перспективой перехода к широкомасштабной войне против Армении", – сказал он на заседании правительства, 15 февраля.
Впрочем, это может быть просто риторика для решения краткосрочных задач с обеих сторон.
"Я считаю, что война очень маловероятно. Этого очень хотелось бы Москве. Это именно их план - нападение Азербайджана на Армению, - говорит "Апострофу" заместитель директора Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов, - Думаю, Азербайджан использует через экспертную среду, отдельных политиков, публичных лиц угрозы Армении, чтобы ускорить подписание полноценного мирного соглашения. Но не вижу никаких признаков того, что Азербайджан намерен начать войну на Армению. Это против его интересов".
В мирных переговорах с Азербайджаном остаются проблемными три вопроса: возвращение азербайджанских беженцев в Армению; делимитация границы; контроль Зангезурского коридора.
Последний пункт имеет стратегическое значение. Речь идет о южной части территории Армении, которая находится между Азербайджаном и его отдельным регионом Нахичевань. А в целом коридор является ключевым в логистике между Азербайджаном и Турцией, а более глобально – между Европой и Китаем.
"Армении будет выгодно региональная интеграция, частью которой является этот транспортный коридор. Это в ее интересах также – получить дополнительный трафик через свою территорию. Вопрос в том как это юридически представить. Будут ли осуществляться таможенные проверки, например. Кто будет стоять на границе – армянские пограничники или войска ФСБ, сейчас охраняющие границу", - отмечает Сергей Данилов.
Часть армянского общества поддерживает подобный сценарий. Но другие – резко против.
"Украина с Россией тоже подписывала Минск-1 и Минск-2. Подписи договоров с такими странами как Россия, Азербайджан и Турция не имеют никакого смысла: они не будут выполняться. Поэтому мне непонятна позиция Николы Пашиняна, так много связывающего с этим договором. Данный договор не проживет ни дня, как не выполнялось и заявление от ноября 2023 года. Говорить с противником, у которого военное преимущество, не имеет смысла. Это в лучшем случае передышка для подготовки более масштабного наступления", - отмечает Рачья Арзуманян.
Гарантии безопасности
Поэтому в случае, если Азербайджан и другие игроки откажутся соблюдать будущее соглашение, требуются гарантии безопасности. И определенно не со стороны России. На территории Армении по-прежнему находится российская военная база Гюмри. Впрочем, по некоторым данным, РФ вывела из нее большую часть военных для войны против Украины. Кроме того, имеет другие мощные рычаги влияния на Армению.
"Россия фактически ведет военные действия вместе с Турцией через прокси - Азербайджан против Армении. В том числе, на территории Армении, поскольку имеет военное присутствие. Поэтому перед Арменией стоит более чем сложная задача - как нейтрализовать враждебные действия на своей территории со стороны врага, который оказывает тотальное влияние на твою экономику, информационную сферу и т.д. Армения объективно стоит перед экзистенциальной угрозой российско-турецкого альянса. На южном Кавказе Россия и Турция являются союзниками", - говорит Рачья Арзуманян.
В этих условиях Армения ищет новых союзников – на Западе. В Евросоюзе вообще "поворот" Еревана воспринимают положительно. 28 февраля Европарламент принял две резолюции, призывающие немедленно ввести санкции против Азербайджана и приостановить меморандум о взаимопонимании по поводу стратегического энергетического партнерства с Баку в случае агрессии.
Но бюрократическая машина в Брюсселе как обычно долго запускается. Поэтому более быстрые результаты дает взаимодействие с отдельными странами ЕС.
Так, в октябре прошлого года Франция и Армения подписали соглашение о поставках оружия и военной помощи. Ереван уже получил от французских производителей первую оружейную партию. В ближайшее время поставят также бронемашины "Бастион". Кроме того, Париж готовит армянских военных.
"Если Армении нужны системы ПВО, то будут предоставлены ракеты малой, средней и большой дальности", - заявил министр обороны Франции Себастьен Лекорню во время своего визита в Ереван, 23 февраля.
Франция также поставит три радара GM200 со способностью обнаруживать самолеты на глубине до 250 км и отправит в Армению военного спецсоветника для консультирования партнеров по расположению ПВО.
Однако проблема в том, что во Франции ресурсы ограничены. Кроме помощи Украине ключевой проблемой для Парижа являются бывшие французские колонии в Западной Африке. "Апостроф" уже писал, как там в результате ряда переворотов с участием российских вагнеровцев влияние Франции постепенно вытесняется. И Париж этому ничем не может противопоставить.
Впрочем, в этой ситуации Армения может получить поддержку, по крайней мере, еще одного игрока - своего южного соседа Иран. В Тегеране, несмотря на союзнические отношения с Россией, не очень заинтересованы во вспышке еще одного конфликта на своих северных границах. Но будет ли Иран активно вмешиваться, или будет просто наблюдать как в предыдущие раунды конфликта, зависит от армянской и французской дипломатии.
Также со стороны Украины растет внимание к тому, что делает Ереван. Украина пытается вовлечь Армению в Саммит мира, который планируется на этот год. По данным "Апострофа", одна из задач – уменьшение возможности России обходить санкции через эту страну. Здесь серьезные ограничения создают хорошие отношения Киева с Азербайджаном.
"Украинские интересы состоят в ослаблении России. Как в символическом поле – приостановка участия Армении в ОДКБ, даже если не предусмотрено уставом, является достаточно заметной оплеухой России на пространстве ОДКБ и примером для других. В наших интересах, чтобы на Южном Кавказе были дружественные Западу правительства. Процесс ускользания Армении из российских объятий идет очень не просто. Удастся ли это, и чем закончится для самого Пашиняна, пока сказать трудно", - резюмирует Сергей Данилов.
В то же время, ключевой задачей Украины остается сохранение баланса в отношениях со всеми игроками в кавказском регионе – чтобы улучшая отношения с одними, не поссориться с другими.