Президент России Владимир Путин встретился со своим иранским коллегой Хасаном Рухани, что днем ранее провел встречу с российским премьер-министром Дмитрием Медведевым. Сообщается, что расширение экономического сотрудничества было в центре обсуждения на переговорах президентов России и Ирана. Стороны якобы даже договорились о выделении Россией кредитов в 2,2 млрд евро на реализацию двух проектов в энергетике и транспорте. Повлияет ли такое усиление сотрудничества между двумя странами на ситуацию в Сирии, на их отношения с Израилем и США, рассказывает эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Евгений Ярошенко.
Россию и Иран много что объединяет. В частности, эти две страны стоят на такой сильной антизападной платформе. Россия использует Иран в качестве регионального игрока, в сотрудничестве с которым можно усилить свое влияние на Ближнем Востоке.
Сирийский кризис дал отличную возможность России вместе с Ираном укрепить режим Башара Асада. Россия превратилась из второстепенного игрока в того, кто может конкурировать со Штатами за влияние на Ближнем Востоке. Ирану нужна Россия для того, чтобы сбалансировать давление США в связи с различными ракетными испытаниями, возможными финансовыми санкциями, если Иран когда-нибудь вновь возобновит свою ядерную программу. Россия может служить неким брокером в отношениях между Ираном и Западом, потому что Иран не имеет дипломатических отношений с США, отношения с многими странами Запада у него довольно напряженные. А Россия как посредник может быть полезной.
Но несмотря на то, что у них есть много общих интересов, у них есть и существенные расхождения.
Первое: Иран использует Сирию из стратегических соображений, а Россия – из тактических. Для Ирана выживание режима Башара Асада – это вопрос региональных интересов. Сирия для Ирана – это примерно как Мексика для Штатов или как Украина для России. В свою очередь, Россия использует сирийский режим и войну в Сирии как инструмент более широкого торга с США, с Западом, чтобы можно было усилить свое влияние в регионе и в мире и таким образом увеличить свою роль в мировой политике.
Второе противоречие заключается в том, что Россия не заинтересована поддерживать региональные амбиции Ирана. Например, Иран заинтересован в том, чтобы максимально вытеснить Саудовскую Аравию из союзников, а Россия стремится балансировать, потому что у нее есть выгодные военные контракты с Саудовской Аравией. Кроме того, РФ поддерживает прагматичные отношения с Израилем. Саудовская Аравия и Израиль – это основные соперники Ирана, которые представляют вызов для его региональных интересов. Но Россия не готова становиться союзником Ирана в противодействии Саудовской Аравии или Израилю.
Третье противоречие заключается в следующем: если Иран опирается в Сирии только на алавитов и правительственные войска, то Россия заигрывает сирийскими курдами и даже некоторыми относительно умеренными антиправительственными группами. Тот факт, что Россия диверсифицировала свои каналы влияния на Сирию, очень возмущает Иран. Не заинтересован он и в том, чтобы курды получили широкую автономию, а Сирия стала бы федеративным государством, потому что иначе иранские курды могут так же заявить о своих стремлениях.
Интересен и другой аспект вопроса, который лежит в плоскости отношений Израиля, России и Ирана. Несколько недель назад премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху летал в Москву. Решался вопрос, как избежать конфронтации между Израилем и Россией в Сирии. Израиль хочет, чтобы Россия дала гарантии на случай, если Израиль начнет наносить авиаудары по сирийской территории, прилегающей к Голанским высотам, то "Хезболла" и Иран не будут давать отпор Израилю. Россия вооружает сирийские войска, Иран, поэтому для Израиля сейчас важно, чтобы это вооружение не попадало в руки "Хезболлы" или других группировок. Так или иначе Израиль вынужден как-то контактировать с Россией, потому что не имеет дипломатических отношений ни с Сирией, ни с Ираном. Россия может выступать единственным игроком, который имеет влияние на эти страны и поможет избежать нежелательной конфронтации.
Также следует сказать и о другой стороне вопроса, которая касается плоскости отношений Ирана и США. Вопрос Ирана – яркий пример того, насколько предвыборная риторика и политика Трампа в качестве президента отличаются. Осуждение иранской ядерной программы во многом было нужно, чтобы показать слабость Обамы как президента и дать повод критиковать его. Но Трамп и его ближайшее окружение понимают: если США выйдут из ядерной сделки с Ираном, это развяжет руки Ирану, даст ему повод возобновить свои ядерного обогащения и усилит влияние ястребов в иранской политике. В этом году в Иране будут президентские выборы. Хасан Рухани, который считается умеренным политиком, может проиграть, потому что его будут критиковать за то, что он как раз и подписал эту ядерную сделку, а США вышли из нее или даже ужесточили санкции против Ирана. Это дало бы козырь его политическим соперникам. В США большинство политической элиты понимает, что лучше все же придерживаться ядерной сделки с Ираном. Ведь, во-первых, отказ от нее развязывает руки Ирану и может сделать его непредсказуемым соперником. Именно благодаря ядерной сделке и диалогу Иран все же сейчас является довольно предсказуемым, в отличие от Северной Кореи. Во-вторых, если Иран из-за ухудшения отношений со Штатами, каких-то неосторожных шагов Трампа окажется в частичной международной изоляции, то это сблизит позиции России и Ирана. Поэтому не выгодно сейчас делать какие-то радикальные шаги.