Кремль пытается легализовать мобилизацию на оккупированных территориях Украины, чтобы компенсировать недостаток живой силы в собственной армии. Об этом в эфире телеканала "Апостроф" рассказал бывший депутат Госдумы России Илья Пономарев.
По его словам, Москва перешла к этому шагу, потому что традиционные методы пополнения резервов уже не дают желаемого эффекта. На оккупированных территориях Донбасса мобилизационный потенциал почти исчерпан, поэтому теперь россияне ищут людей в Запорожской и Херсонской областях. Он подчеркнул, что сейчас российский диктатор повторяет старые методы, применяемые во время войны в Чечне, заставляя местных жителей воевать друг против друга.
"Старые методы уже не дают желаемых результатов. [...] Подход Путина был с самого начала — пусть чеченцы воюют против чеченцев, чтобы сохранить жизнь россиян", — объяснил Пономарев.
Он отметил, что сейчас этот сценарий будет реализован на временно оккупированных территориях Украины, где россияне мобилизуют местных жителей, чтобы пополнить ряды армии.
Пономарев подчеркнул, что, несмотря на попытки Кремля привлечь до 100 тысяч мужчин из оккупированных регионов, этого недостаточно, чтобы компенсировать потери российской армии. По его словам, численность оккупационных сил в этом году уменьшается: они потеряли больше, чем мобилизовали.
"Даже немного больше они потеряли, чем мобилизовали. То есть численность оккупационных войск снижается, и именно поэтому им нужно искать такие резервы", — отметил он.
Политик добавил, что бедность, долги и высокие проценты по кредитам заставляют многих соглашаться на контрактную службу. Государство компенсирует отсутствие мотивации денежными выплатами и бонусами, что одновременно создает инфляционное давление внутри России.
Пономарев объяснил, что Кремль избегает объявления общей мобилизации, ведь это нанесло бы удар по рейтингам властей. Вместо этого набор людей на фронт подается как "добровольческий", а мобилизация происходит постепенно и локально во избежание общественного недовольства.
Многие россияне, особенно в крупных городах, фактически не испытывают последствий войны: работают рестораны, выплачивают зарплаты, поэтому общественная реакция остается сдержанной.
"Их главная стратегия — отскребать всех людей, которые должны служить как срочники. Но в Украину направляют только тех, кто подписывает контракты", — сообщил он.
Политик также подчеркнул, что сценарий мира в ближайшее время маловероятен. У Путина есть план "А" выдержать, пока Украина якобы исчерпает ресурсы и поддержку Запада, и план Б - начать дипломатические переговоры с требованием территориальных уступок, которые Кремль сможет оказать как "победу".
"Он понимает проблемы внутри России, но считает, что ресурса еще хватит на год-два. И он убежден, что скорее Европе надоест поддерживать Украину, деньги у нас закончатся - и именно поэтому мы упадем", — подытожил Пономарев.
Российские кафиры в захваченном Мариуполе открыли "дом Юнармии" и будут поощрять приобщаться к так называемому "патриотическому движению" детей с восьми лет.
В эфире телеканала "Апостроф" правозащитник и директор Института стратегических исследований Павел Лисянский рассказал, что более 50 тыс. человек выехали из оккупированного Донбасса из-за энергетического кризиса.
Во временно оккупированной части Запорожской области россияне провели форум «новороссия», посвященный «укреплению общероссийской идентичности».
Оккупанты на временно захваченных территориях Украины систематически конфискуют имущество граждан, легализуя мародерство через федеральные акты. Это существенно усложняет возможность защиты собственности для украинцев.
Также мы рассказывали, что российские оккупанты на временно захваченных территориях готовят репрессии против родителей, дети которых учатся дистанционно в украинских школах.
В марте 2025 года российский диктатор Владимир Путин подписал указ, согласно которому лица, не имеющие законных оснований для пребывания в России, должны уехать до 10 сентября или "урегулировать свое правовое положение". Новые правила касаются не только украинцев, но и всех иностранцев без гражданства или вида на жительство.