RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.60
  • НБУ:EUR 43.30
НБУ:USD  41.60
Бизнес

Новости

23 декабря

22 декабря

Все новости

Убыточные карьеры УЗ забрал под контроль глава транспортного комитета Кисель - СМИ

Глава комитета ВРУ по вопросам транспорта Юрий Кисель монополизировал доступ к карьерам "Укрзализныци", закупки осуществляются через компании-посредники, связанные с ним.

Об этом пишет Зеркало Недели.

Карьеры по добыче песка, гранита, щебня в структуре УЗ относятся к филиалу "Центр управления промышленностью". Около 40-50% сырья идет на потребности УЗ, еще часть поступает в рынок без наценок - например, для нужд строительства дорог "Укравтодором".На сегодняшний день УЗ располагает спецразрешениями на разработку 16 месторождений гранита, монцонита, андезита, диорита в Полтавской, Житомирской, Винницкой, Кировоградской, Черкасской, Закарпатской, Донецкой, Ривненской, Запорожской, Львовской и Днепропетровской обл. У компании есть 6 карьеров, действие спецразрешений на которые либо закончилось, либо не продлевалось.

"Монопольный доступ к карьерам УЗ или к их приватизации дает не только гарантированный сбыт продукции железнодорожникам, которые нуждаются в стройматериалах, но и перспективы заработка на "Большом строительстве", которое стало крупным потребителем щебня, гравия и песка. Поэтому "теневая" борьба за влияние на ЦУП более чем ожесточенная", - пишет СМИ.

Большинство карьеров показывают убытки - за 2020 карьеры УЗ показали убыток в 255 млн грн и еще 50 млн за полгода 2021. С 2016-2017 чиновники говорили о необходимости избавиться от непрофильных активов, среди которых называли и карьеры. От распродажи рассчитывали получить в бюджет не менее 5-7 млрд грн для реинвестирования в развитие УЗ.

В августе 2019 НАБУ сообщило о подозрении бывшему директору Трудовского карьера в растрате 1,2 млн грн при экспорте щебня в РФ. В феврале 2020 СБУ выявила незаконный карьер, организованный чиновниками УЗ на 60 га земли на территории карьера предприятия. Убытки от ущерба окружающей среде в СБУ оценили в 1,3 млрд грн. В апреле 2021 ОГП предъявил подозрение экс-главе Центра управления промышленностью в халатности: она "не уследила" за взрывами на карьере, что позволило злоумышленникам добыть сырья на полмиллиарда гривен.

В 2019 СМИ сообщали, что доступ к карьерам УЗ монополизировало окружение нардепа Юрия Корявченкова. Однако с середины 2020, по данным СМИ, вопросы щебневых карьеров УЗ курировал Онисе Данелия, его советник и сын бизнес-партнера Юрия Киселя по Кривому Рогу Гиоргия Данелия (баллотировался от партии "Рух нових сил" в 2019). Как говорится в материале, несмотря на то, что семья Данелия занимается торговлей и ресторанным бизнесом, они "помогают Киселю контролировать рынок излишков стройматериалов, которые УЗ продает по рыночным ценам".

"Кроме схемы заработка на аттестации моряков, схем с дорожно-строительными подрядами, участия в скандалах по типу "Криворожгейта", Кисель решил "подмять" под себя и промышленное направление железной дороги. Участники рынка утверждают, что это стало следствием неудавшейся попытки провести теневую приватизацию карьеров со стороны Криклия: как только стало понятно, что распродажи в ближайшее время ждать не стоит, Кисель решил "застолбить" за собой место монопольного "смотрящего" над отраслью... Появление "эксклюзивных" посредников на щебневых и гранитных карьерах УЗ способствует повышению цен на продукцию, а значит - удорожает строительство объектов в рамках "Большого строительства", - резюмируют журналисты.