Через полгода после скандального изменения менеджмента в начале 2023 вследствие действий ФГИ и нового состава правления ОГХК крупнейшее госпредприятие титановой отрасли превратилось в проблемный объект, который генерирует долги и ущерб бюджету.
Об этом идет речь в материале "Апострофа".
Так, операционный убыток ОГХК к концу 2 квартала 2023 вырос до 250 млн грн, при том, что ранее приносила доход в размере 600-700 млн грн, платила государству около 200 млн дивидендов и перечисляла 330 млн налогов в бюджеты. Производство и выпуск готовой продукции ОГХК не дотягивает до 1 военного полугодия 2022, выработка горного массива сократилась вдвое, производство - в 2,7 раза, выпуск титановых концентратов сократился в 4 раза: рутила/циркона – с 15 тыс. тонн до 8 тыс. тонн; ильменита – со 100 тыс. тонн до 15 тыс. тонн. Если за первое полугодие 2022 Иршанский ГОК (ОГХК), произвел 76 392 т. ильменита, то в 2023 – 0 (завод не работает). Производство ильменита Вольногорским ГМК упало на 35%, исключением стал апрель 2023, когда 15 тыс. т. было отправлено в рамках контракта с американской The Chemours. Выпуск циркона и рутила сократился на 45%, и ОГХК недополучил около 110 млн грн. Планы нового руководства реализовать 170 тыс. т. ильменита по новым контрактам в 2023 и получить доход на 1,8 млрд грн не реализованы, поскольку ОГХК не заключил ни одного нового контракта. Фонд оплаты труда в 2023 в ОГХК снизился на 20%.
Эксперты рынка предупреждают, что отсутствие формализованных намерений о сотрудничестве ведет к отсутствию контрактов, и переориентацию партнеров на других поставщиков. Госкомпания начала набирать долги: задолженность за электроэнергию - 20 млн грн, за опережающие работы – 30 млн грн, ГСМ – 25 млн грн, общая кредиторская задолженность - около 120 млн грн.
В ФГИ приватизация ОГХК является ключевым политическим проектом для Умерова и Каландадзе, а убытки в 250 млн грн не будут отражены в статистике, поскольку Максименко и Каландадзе вследствие манипуляций со стандартами МСФО, могут свести бухгалтерский баланс в 0 либо к минимальному профициту. В 2022 ОГХК сформировал резервы за счет долгов, отнесенных на валовые расходы для уменьшения прибыли со 163 млн грн до 13 млн. В 2023 ожидается, что провернут обратную операцию - ОГХК примет резерв долга в 2022 и направит его на доход.
Вместо исправления проблем, руководство ФГИ и ОГХК публикует пресс-релизы о начале разработки Селищанского месторождения без средств и плана финансирования, о привлечении 40-50 млн грн для неработающего Демуринского ГОКа, где нет госконтроля и который требует в два раза больших вложений. В то же время о планах госкомпании после приватизации, инвестиционным обязательствам от государства или методики оценки стоимости активов ОГХК – не сообщается.
Таким образом, журналисты делают вывод, что крупнейшая госкомпания титановой отрасли Украины может доводиться до предбанкротного состояния в интересах заранее известного покупателя, который не планирует платить в госбюджет за актив справедливую цену.