Увеличение импорта бензина и дизеля в Украину крупнейшей нефтегазодобывающей компанией страны "Укрнафтой" стало закономерным результатом, ведь объем собственной добычи снизился. И причины этой негативной тенденции сформировались еще в 2023 году.
Об этом заявил политический эксперт Михаил Шнайдер у себя в Facebook, пишет Телеграф.
"Укрнафта" продолжает наращивать объемы импортных поставок горючего от мировых производителей в Украину"... Хотелось бы услышать от украинского госпредприятия отчеты об увеличении выпуска СОБСТВЕННЫХ нефтепродуктов. Однако поскольку суточная добыча нефти с начала года не только не выросла, но даже сократилась на 5% - о чем "Укрнафта" стыдливо молчит уже второй месяц подряд – увеличение импорта бензина и дизеля абсолютно закономерный результат", — пишет он.
Как напоминает эксперт, эта тенденция сформировалась в прошлом году, когда примерно 55% реализуемых нефтепродуктов были произведены из собственной нефти "Укрнафты", "а остальное закрыли за счет покупной нефти и импорта нефтепродуктов".
"В этом году на фоне проблем с добычей у этой тенденции есть шансы стать закономерностью. По оценкам экспертов, в прошлом году "Укрнафта" импортировала примерно 300 тысяч тонн нефтепродуктов. Однако информации об этих закупках вы не найдете на "Прозорро" — ни объявлений о тендерах, ни отчетов о заключенных договорах. Цены, условия, контрагенты — все это остается скрытым от широкой общественности", — пишет Шнайдер.
По данным эксперта, одним из крупнейших поставщиков импортных нефтепродуктов для "Укрнафты" в текущем году стало ООО "Альянс Энерго Трейд". Договор между компаниями был заключен 29 января 2024 якобы "в обход тендерных процедур".
"В феврале-апреле текущего года "Укрнафта" уже приобрела у этого поставщика дизельное топливо на сумму более 1,5 млрд грн. По информации "Наши Гроши" и Telegraf, эта компания входит в орбиту контроля российского миллиардера чеченского происхождения Мусы Бажаева, который находится сегодня под санкциями Украины, ЕС, Великобритании, Швейцарии и Канады…"Укрнафта" декларирует себя главным поставщиком дизеля для ВСУ, а это значит, что государственные средства могут оказаться в карманах российских бенефициаров", — продолжает эксперт.
По его словам, контракт с ООО "Альянс Энерго Трейд" не единственное, что связывает эти две компании: в феврале 2024 "Альянс" с "Укрнафтой" технически разделили тендер "Укргаздобыча" на покупку 22,5 тысяч тонн дизельного топлива общей ожидаемой стоимостью 1,17 млрд грн. Общий объем был разделен на 6 равных лотов и 3 из них на общую сумму 582,57 млн грн без конкуренции взял "Альянс Энерго Трейд". Остальные 3 лота стоимостью 583,3 млн грн достались "Укрнафте".
"Альянс Энерго Трейд" выступил номинальным конкурентом государственной компании, выставив заявки по увеличенной цене, но торговаться не стал и отдал победу "Укрнафте". Такую ситуацию трудно оценить иначе, чем согласованные действия и искажения конкуренции со стороны крупнейшего национального поставщика нефтепродуктов - "Укрнафты" и одного из крупнейших импортеров топлива - "Альянс Энерго Трейд", — указал Михаил Шнайдер.