Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки не обоснованно, и разрушает инвестиционный климат в Украине.
Об этом говорится в Национальной ассоциации добывающей промышленности Украины (НАГПУ).
«Вместо того чтобы направлять свои усилия на оптимизацию затрат и улучшение эффективности своей деятельности, руководство УЗ выбирает путь необоснованного увеличения тарифов на грузовые перевозки. По официальной отчетности за 2023 год УЗ получила прибыль в размере +5,0 млрд грн, однако уже планирует необоснованно увеличить расходы так, что в 2025 году хочет загнать предприятие в убыток на -20 млрд грн. Это является прямым следствием отсутствия реформ и неэффективного управления», — заявили в Ассоциации.
Там выразили убеждение, что основная проблема УЗ – не в остающихся рентабельными тарифах на грузовые перевозки (27% в 2023 году), а в постоянном росте расходов, отсутствии эффективного управления и пассажирских перевозках, чьи убытки в 2024 году могут достичь 20 млрд грн.
«УЗ пытается скрыть реальный ползучий рост тарифов под маской «унификации». Такая унификация разрушает стимулы для повышения эффективности грузоотправок. Вместо поощрения укрупнения вагонных партий и улучшения ритмичности отгрузки УЗ создает условия, которые только увеличивают затраты на содержание избыточного персонала и излишней инфраструктуры. Это делает УЗ хронически неконкурентоспособной по сравнению с автомобильным транспортом и другими видами перевозок», – говорят в НАГПУ.
Кроме того, повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки чревато для Украины разрушением инвестиционного климата: крупные инвесторы в добывающую отрасль Украины ищут стабильные и предсказуемые условия для ведения бизнеса, а необоснованное повышение тарифов создает ненужные риски, указывают в Ассоциации.
«Укрзализныця не реформируется и не ищет дополнительных источников дохода, только проедает каждое очередное повышение тарифа. Вместо того чтобы снижать расходы и привлекать новые грузы, УЗ выбирает самый простой, но недальновидный путь – повышение тарифов, наносящее удар по экономике страны, особенно в такие трудные времена. Вместо повышения нужно оптимизировать постоянные расходы УЗ и привлечь дополнительные грузы на железную дорогу, а также привести себестоимость перевозок к фактически понесенным расходам», — заявили в НАГПУ.
Как известно, УЗ заработала за полгода более 3 миллиардов гривен, но на конец года заявила об ожиданиях более 2 миллиардов убытков. Откуда возьмется убыток - в компании не объясняют, но заявили, что нужно повышать тариф на грузовые перевозки.
В Европейской Бизнес Ассоциации заявили, что Укрзализныци следовало бы сосредоточиться не на повышении тарифов, а на росте своей грузовой базы и сокращении расходов (например, операционных), которые значительно выросли за последний период.