У Украины и ее кредиторов меньше времени на реструктуризацию долга, чем кажется, пишет Bloomberg.
Учитывая, как отмечает издание, что 23 сентября — дата погашения украинских еврооблигаций на $500 млн, договоренности о реструктуризации должны быть достигнуты по крайней мере за пять-шесть недель до этого.
Таким образом, в компаниях Exotix Partners LLP и Raiffeisen Bank International AG, крайним сроком заключения сделки между Украиной и кредиторами называют середину августа.
Если же договоренность не будет достигнута к указанному времени, Украина вынуждена будет наложить мораторий на выплаты по внешдолгу.
Это откроет, по мнению Bloomberg, возможность для исков со стороны владельцев облигаций, среди которых — Россия с евробондами на сумму $3 млрд, которые должны быть погашены в декабре 2015 года.
От этой сделки также зависит выделение Украине очередного транша кредита Международного валютного фонда.
"Есть ряд рисков, касающихся стадии реализации (сделки между Украиной и кредиторами, — ред.). Предложение может быть отклонено на заседании держателей облигаций, что потребует дальнейшего голосования. Кроме того, может иметь место затягивание процесса. И даже детализация предложения может занять некоторое время", — комментирует аналитик Exotix Partners Якоб Кристенсен.
Украина и группа кредиторов (4 члена) во главе с Franklin Templeton согласились на прямые переговоры лишь 1 июля после двухмесячной конфронтации касательно необходимости списания около $19 млрд долга.
Шансы на сделку несколько снизились 29 июля после того, как управляющий директор МВФ Кристин Лагард заявила, что переговоры были "непростыми", и призвала кредиторов быть "здравомыслящими".
Тем не менее, облигационные инвесторы оптимистично смотрят на ситуацию. Украинские евробонды на сумму $2,6 млрд со сроком погашения в июле 2017 года выросли на 7,9 цента в этом месяце, что является лучшим месячным показателем с мая 2014 года, ввиду ожиданий, что сделка будет оформлена в срок.
Как сообщила 27 июля министр финансов Наталья Яресько, Украина направила новые предложения кредиторам около недели назад и ожидает от них ответа.
По словам премьера Арсения Яценюка, эти предложения "ориентированы на рынок" и являются "справедливыми".
В свою очередь, группа кредиторов пока не сделала никаких публичных заявлений касательно того, согласна ли она с позицией МВФ, что реструктуризацию можно осуществить за счет более низких процентных платежей и более длительных сроков погашения.
Источник издания, знакомый с последним предложением Украины, отмечает, что там содержится просьба о дисконте на 40% от суммы основного долга.
По словам профессора Мюнхенского университета Кристофа Требеша, в среднем период, необходимый для того, чтобы подобные соглашения были достигнуты, равен трем месяцам. Профессор делает такой вывод, анализируя 17 случаев реструктуризации суверенного долга в период между 1998 и 2010 годами.
Весь процесс реструктуризации, по его словам, занимает в среднем 19 месяцев. Если обмен облигаций будет завершен в сентябре 2015 года, это будет означать, что Украина осуществит весь процесс за восемь месяцев, учитывая, что о реструктуризации было объявлено в конце января 2015 года.
"Если это является частью процесса урегулирования, то несвоевременная оплата одного или двух платежей — не конец света. На самом деле, технический дефолт — довольно нередкое явление на заключительном этапе пересмотра условий кредитования. Пропущенные платежи впоследствии оплачиваются в полном объеме после заключения сделки", — отмечает Требеш.
Украина также может претендовать на продление сроков погашения долга после сентября 2015 года с тем, чтобы было больше времени для завершения процесса. Так, например, в апреле государственный Укрэксимбанк сумел убедить кредиторов перенести срок погашения по его ценным бумагам 2015 года на три месяца.
"В идеале, если в переговорах произойдет прорыв в течение ближайших нескольких дней или недель, будет достаточно времени, чтобы имплементировать договоренности", — отметил в телефонном разговоре глава отдела исследований Raiffeisen Bank International AG (Вена) Гюнтер Дейбер.
"В противном случае есть риск объявления моратория", — добавил он.