Большинство правок, которые Кабмин внес в принятый в первом чтении законопроект №5600, являются декоративными или противоречащими интересам бизнеса.
Так считает доцент Университета ГФС Украины, кандидат юридических наук Андрей Гмырин, о недостатках проекта эксперт рассуждает в блоге на Лига.
Законопроект №5600 Кабмин утвердил в мае. В июле документ в первом чтении поддержала ВР. Проект назвали "антиахметовским", хотя на делеон бьет по среднему бизнесу и гражданам, уверен ученый.Как пример он берет предложенные правительством правки к норме НКУ - п.п. 197.1.14 – о порядке освобождения от налогообложения операций по поставке жилья. Часть формулировки "Освобождаются от налогообложения НДС операции по поставке жилья, кроме их первой поставки…" авторы изменили на: "первой поставке доступного жилья и строящегося жилья с привлечением государственных средств". То есть, уплате НДСдолжны были подлежать не только операции по первой поставке жилья, но и последующих поставок. В Кабмине поняли: с повышением на 20% покупка жилья для большинства украинцев превратится в несбыточную мечту, поэтому норму убрали.Другая правка, которую авторы убрали, касалась налогообложения урожаев на площади более 0,5 Га. Чиновники хотели обложить налогом огороды, что выглядело абсурдно, отмечает ученый. Он отметил, что осталось нововведение, касающееся уплаты минимального сбора с обрабатываемых земель, не являвшихся объектом налогообложения. Землевладельцам авторы инициативы предоставили годовую отсрочку на уплату средств, а размер сбора сократили до 4% нормативно-денежной оценки участка.В первом чтении законодатели поддержали норму, согласно которой ГНС получала право в обход суда описывать имущество должника, если он не уплатит налоговое обязательство. По мнению юриста, это позволило бы налоговикам останавливать работу предприятий. В доработанном варианте право накладывать арест на имущество должника чиновники оставили за судом.
Подготовленный ко второму чтению законопроект Андрей Гмырин называет репрессивным по своей сути. "Чего стоит формулировка п.87.13 НКУ, касающаяся создания реестра должников по уплате налогов. Если должником является юридическое лицо, то в реестр попадет его руководитель – физическое лицо. Для человека, чья фамилия будет фигурировать в "черном" списке, это станет ударом по его репутации и послужит основанием для лишения возможности его выезда за границу. Право налагать соответствующие санкции получит ГНС. Это не что иное, как давление на предпринимателей", - отмечает аналитик.
Положениями законопроекта, которые можно считать "антиолигархическими", аналитик называет повышение ренты на добычу полезных ископаемых (в частности, железной руды) и урезание до 50% использования крупными плательщиками убытков за предыдущие периоды. Большинство из 12 тысяч правок имеют целью достижение временных выгод – уменьшение за счет дополнительных налоговых поступлений дефицита бюджета. В качестве подтверждения он предлагает вспомнить заявления премьера о том, что принятие документа позволит госказначейству ежегодно получать дополнительно 60 млрд грн.
"Ни о каких стратегических целях вроде стимулирования предпринимательства, детенизации экономики, привлечения инвестиций в законопроекте №5600 и подобных ему инициативах правительства речь не идет. К сожалению. Очевидно, что дополнительные 50-60 млрд грн (даже если ГНС и "выдавит" их из плательщиков) не спасут бюджет и страну от кризиса. А все потому, что украинский бизнес десятилетиями страдает от обременительных налогов и репрессивного давления налоговых органов, предпринимателю сложно доказать свою правду в суде, пораженном коррупцией. Поэтому начинать следует не с латания дыр, а с системных и комплексных преобразований, в том числе и в налоговой сфере", - убежден Андрей Гмырин.