Министерство финансов не контролирует ситуацию с выполнением бюджета, манипулирует прогнозными показателями, при этом главную смету страны необходимо балансировать.
Об этом говорится в материале РБК-Украина.
По данным журналистов, недочеты Минфина привели к "недофинансированию ряда расходных статей и даже блокированию части защищенных расходов". Так, согласно отчетности о состоянии Единого казначейского счета на 1 ноября 2021 года 3,5 млрд грн расходов, которые были заявлены к финансированию и утверждены так и не были проведены по счетам. При этом 2,1 млрд грн из этих расходов - это защищенные платежи.
"Это могут быть зарплаты, обязательные платежи в бюджет, расходы на питание или медикаменты. Такой индикатор - очень плохой звоночек для всех распорядителей бюджетных средств… Денег на всех не хватит и страну ведут к техническому дефолту", — пишут журналисты.
Авторы отмечают, что правительство активно пользуется деньгами местного самоуправления. По их мнению, принцип Марченко при подготовке бюджета – "занизить реальные ситуацию с будущими доходами, манипулируя прогнозом макроэкономических показателей и, соответственно, чтобы потом даже минимальный рост экономики можно было записать себе в победы, хвастаясь перевыполнением доходной части бюджета".
"Когда "рост экономики" происходит в основном за счет инфляции, а не за счет реального увеличения объемов производства, импорта, создания новых рабочих мест, такой подход, среди прочего, позволяет не беспокоиться о расширении налоговой базы, выведении из тени "серого" бизнеса, уменьшать "скрутки" НДС и другие схемы уклонения от налогообложения. Ответственность за 3-4 млрд грн, которые ежемесячно "уплывали" из бюджета - также лежит и на министре Марченко", — сказано в материале.
Как говорится в материале, в 2021 "просчет" по ВВП составил порядка "минус" 700 млрд грн (более 100 млрд грн неучтенных доходов). В проекте бюджета-2022 разница между прогнозами на ВВП у Минфина и Минэкономики - порядка 500 млрд грн, и "около 125 млрд грн неучтенных доходов". Заниженные показатели доходов дают повод недофинансировать различные статьи расходов, не выполнять показатели внешних и внутренних заимствований для покрытия дефицита бюджета, и возможности"рисовать" цифры для МВФ и ЕС.
"Если сегодня по отчетности видны блокировки на уровне 3,5 млрд грн, то в декабре, если ничего не поменяется - недоплаты будут уже исчисляться десятками миллиардов. Это значит, что в стране начнутся задержки с выплатой зарплаты, будут нарастать долги по коммунальным услугам", — говорится в статье.
Ситуация может усугубиться из-завыплат, связанных с пандемией, неопределенностью вокруг действий игроков на энергорынке. Выходом могут стать экстренные заимствования с повышенными ставками. Неэффективное планирование может привести к разбалансированности бюджета-2022. Однако так и не принят "ресурсный" законопроект 5600, на который расписано порядка 30 млрд грн, изанижены поступления от игорного бизнеса и подакцизных товаров. Оптимистичные оценки Минфина о будущих заимствованиях могут создать бюджетную дыру. Сложность ситуации можно будет почувствовать уже в январе, когда при отсутствии доходов бюджету нужно будет нести расходы на социальные выплаты и оплату коммунальных услуг.