"Укрзализныця" хочет ввести дифференцированные повышающие коэффициенты к железнодорожным тарифам в направлении отдельных морских портов, но такая инициатива – это прямое нарушение законодательства в сфере монополий, и может привести к коррупции и злоупотреблениям.

Такое убеждение выразил глава Федерации работодателей транспорта Украины (ФРТУ), первый министр транспорта Украины Орест Климпуш.

"Экспортеры рассчитывают логистику, исходя из реальной эффективности маршрутов, инфраструктурных возможностей, близости к портам, срокам доставки. Введение надбавок к тарифам - это штраф за рациональность. Это увеличивает себестоимость продукции, снижает конкурентоспособность украинского экспорта, и, в итоге, — подрывает валютные поступления государства", — сказал он.

В то же время, он предупредил, что такая непрогнозируемость тарифов и вмешательство в рыночную логику заставят экспортеров переходить на автоперевозки. Соответственно, это приведет к уменьшению объема перевозок по железной дороге, а это - удар по самой УЗ.

"Сегодняшняя тарифная система и так сложна, но, по крайней мере, построена на формальной логике. Введение дополнительных "коэффициентов по направлению" - это создание параллельной системы ручного регулирования, открывающей путь к злоупотреблениям, кулуарному лоббированию и коррупции", — подчеркнул Климпуш.

Он отметил, что тревожен также юридический аспект инициативы: поскольку УЗ - это естественная монополия, она должна устанавливать тарифы, отражающие фактические расходы. Между тем, установление повышающих коэффициентов для определенных портов - это формально дискриминационная практика, нарушение принципов тарифного единства и предмет для антимонопольного расследования.

"Настоящий же мотив этой инициативы УЗ - попытка "перекрестно" финансировать неэффективные порты или не развитые логистические направления за счет тех, кто уже работает. Это классическое перекладывание бремени с плеч государства на плечи бизнеса. Это не реформа, а откат в худшие практики директивной экономики, где решения принимаются без оглядки на последствия, а логистика становится заложником ручного вмешательства", — подчеркнул эксперт.

Климпуш подчеркнул, что для стимулирования развития речных или малозагруженных портов следует вкладывать инвестиции в инфраструктуру, создавать специальные программы поддержки и компенсировать расходы через бюджет. А инициатива УЗ вредит национальным экспортерам, стабильности логистической системы и репутации государства как предполагаемого партнера для бизнеса.

"Сегодня от каждого решения зависит, сможет ли Украина удержать экономику в условиях войны. УЗ должна являться опорой этой стабильности, а не источником дополнительных рисков", — резюмировал эксперт.