Портовые операторы Одесского морского порта обратились с коллективным обращением в Офис Президента, к Премьер-министру и Вице-премьер-министру по восстановлению относительно несправедливой и неравной стоимости перевозки грузов железнодорожным транспортом в различные морские порты.

Указанная стоимость рассчитывается в зависимости от так называемых «тарифных расстояний» - то есть от маршрута следования поездов к каждому порту, который определяется согласно плану формирования поездов, утверждаемого АО «Укрзализныця».

До начала полномасштабной войны поезда, следовавшие в порты «Большой Одессы» (Одесса, Черноморск, Южный), направлялись по соответствующим кратчайшим маршрутам.

В 2022 году в результате вражеского обстрела железнодорожной инфраструктуры был поврежден мост в Вознесенске, что привело к необходимости направления поездов ко всем трем указанным портам более длинным маршрутом в объезд моста.

В январе 2025 года, после того, как удалось возобновить работу моста в г. Вознесенск, соответствующим решением АО «Укрзализныця» было возобновлено грузовое железнодорожное движение по «довоенным», то есть самым коротким маршрутам.

Однако, начиная с 05.04.2025 года, согласно новому решению АО «Укрзализныця», тарифные расстояния только для Одесского порта были вновь искусственно увеличены путем направления всех поездов в направлении указанного порта более длинным маршрутом. При этом аналогичного увеличения тарифных расстояний в направлении порта Южный не произошло.

Исходя из того, что в течение всего периода с января по март 2025 года все поезда, следовавшие в Одесский порт, имели фактическую возможность двигаться по более короткому маршруту, это априори означает, что решение, согласно которому с начала апреля 2025 года такой маршрут был увеличен, носит заведомо искусственный характер и не имеет под собой никакого объективного обоснования.

Указанное необоснованное решение АО «Укрзализныця» по факту уже привело к значительному искусственному подорожанию (2,5-3,0 долл. США за каждую тонну груза дополнительно) стоимости железнодорожных перевозок грузов в направлении терминалов Одесского порта, что отражается на увеличении конечной стоимости экспортной продукции (в том числе, сельскохозяйственной) и наносит значительный ущерб не только экспортерам, но и в целом торговому балансу Украины.

При этом, с учетом того, что на фоне искусственного увеличения стоимости железнодорожных перевозок в направлении Одесского порта, стоимость перевозок в порт Южный никоим образом не изменилась, создаются дискриминационные основания и искажается конкуренция на рынке услуг портовых перегрузочных терминалов.

Описанная ситуация создает существенную угрозу успешному развитию и конкурентоспособности как Одесского порта в целом (имеющего стратегическое значение для экономической безопасности государства), так и всех его перегрузочных терминалов, чьими операторами являются дочерние компании крупных международных холдингов из США, ФРГ, Франции, Австрии, Швейцарии и т.д.

В связи с этим операторы Одесского порта просят государство вмешаться в указанную ситуацию, следствием чего должна стать скорейшая отмена/изменение решения АО «Укрзализныця», которым были искусственно увеличены тарифные расстояния для этого порта, с обеспечением движения грузовых поездов в направлении такого порта по самому короткому маршруту.