Представители украинского индустриального комплекса призвали правительство предусмотреть в госбюджете на 2026 год расходы для компенсации убытков АО «Укрзализныця» от пассажирских перевозок. В обращении отмечается: нынешняя модель, когда компания вынуждена покрывать расходы за счет повышения тарифов на грузовые перевозки, опасна как для самой УЗ, так и для экономики Украины в целом.

Об этом говорится в письме премьер-министру Юлии Свириденко, которое подписали представители крупнейших украинских ассоциаций, среди которых - Укрметаллургпром, Ассоциация производителей ферросплавов, Ассоциация производителей цемента, Всеукраинский союз производителей стройматериалов и Союз Химиков.

«По подсчетам, отрицательная разница между доходами и расходами на пассажирские перевозки в 2024 году превысила 18 млрд. грн., а в 2025 году может вырасти до 22–23 млрд. грн. Это стало следствием государственного регулирования тарифов и объемов перевозок, фактически не покрывающих реальные расходы. Укрзализныця пытается компенсировать эту разницу за счет повышения грузовых тарифов, что напрямую бьет по промышленным предприятиям, которые уже работают на грани убыточности», — указывается в письме.

Промышленники подчеркнули, что пассажирские перевозки являются социальной функцией государства, а также составляющей обороноспособности, ведь УЗ обеспечивает постоянную логистику для армии и несет миллиардные расходы на содержание инфраструктуры. Именно поэтому, по мнению промышленников, регулярная компенсация ущерба должна производиться за счет бюджета.

"По оценкам ГП "Укрпромвнешэкспертиза", повышение тарифов на 37% приведет к падению ВВП на 96 млрд грн ежегодно, потерям бюджета свыше 36 млрд грн, сокращению валютной выручки от экспорта на 98 млрд грн и уменьшению почти 76 тыс. рабочих мест, из которых более 26 тыс. - в промышленности", — отмечается в сообщении.

В документе также отмечается, что даже в военное время сегмент грузоперевозок остается прибыльным: в 2024 году эта прибыль составила 20 млрд грн. Но уже в 2025 году он не способен покрыть растущие расходы на пассажирские перевозки, поэтому промышленники предлагают два ключевых решения: предусмотреть в госбюджете-2026 расходы для регулярной компенсации ущерба от пассажирских перевозок, а также ускорить подготовку законодательной базы, чтобы открыть рынок железнодорожных перевозок и допустить частных операторов в инфраструктуру, как это происходит в развитых странах.

Участники обращения напомнили, что в мае 2025 года правительство приняло решение о выделении УЗ более 4,3 млрд грн финансовой поддержки для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок в условиях военного положения. Также ВР поддержала инициативу по направлению дополнительных средств из Резервного фонда.

«Такие меры являются шагами в правильном направлении, но они должны быть не точечными, а системными. В противном случае железнодорожная система деградирует, а под угрозой окажется экономическая стабильность и национальная безопасность Украины», — резюмировали промышленники.

Ранее Европейская бизнес-ассоциация также призвала правительство предусмотреть в госбюджете компенсации для Укрзализныци, а также отменить земельный налог для компании – его отменили во всех развитых странах мира.