Повышение тарифов «Укрзализныци» приведет к падению грузовой базы и потерям ВВП, поэтому финансирование льготных перевозок следует обеспечить за счет госбюджета и международных партнеров.

Об этом заявил президент объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков, комментируя намерение УЗ повысить тарифы на грузовые перевозки на 37% в следующем году.

«Повышение тарифов «Укрзализныци» является неправильным шагом, ведь украинские тарифы уже превышают уровень Польши и Словакии. Наши предприятия, работающие в этих странах, подтверждают, что им дешевле перевозить продукцию в Польше и Словакии, чем в Украине. Это ненормальная ситуация», – подчеркнул Каленков.

По его словам, первоочередной задачей должно стать выполнение государством своих обязательств и компенсация ущерба от пассажирских перевозок.

«Если «Укрзализныця» тратит более 30 млрд грн на пассажирские перевозки, а получает только 7 млрд, то разницу в 23–24 млрд должно закрывать государство. Если хотите держать низкие цены на билеты, это правильное решение, но тогда нужно предусмотреть финансирование», – подчеркнул он.

Каленков считает, что к финансированию следует привлечь международных партнеров: «Социальный бюджет Украины в значительной степени финансируется за счет помощи ЕС. Наши партнеры готовы поддержать расходы на пассажирские перевозки. Надо просто вынести этот вопрос на уровень Еврокомиссии».

В то же время эксперт подчеркнул, что «Укрзализныце» стоит работать над повышением эффективности, ведь у компании есть значительный потенциал для оптимизации затрат. Впрочем, начинать нужно все же с государства, а не с очередного повышения тарифов, убежден он.

«Согласно исследованию ГП «Укрпромвнешэкспертиза», повышение тарифов на 37% приведет к сокращению грузовой базы на 27 млн тонн, что составляет минус 15%. Это обернется падением ВВП почти на 96 млрд грн и потерями госбюджета в 36 млрд грн ежегодно. Потому прошу оставить разговоры об индексации. Сначала нужно реально посчитать себестоимость, установить экономически обоснованный тариф и обеспечить поддержку пассажирских перевозок за счет бюджета. Только после этого можно говорить о любых изменениях в тарифной политике», – подытожил Каленков.

Напомним, ранее представители украинской промышленности призвали правительство предусмотреть в госбюджете на 2026 год расходы на компенсацию убытков АО «Укрзализныця» от пассажирских перевозок. В обращении отмечается: нынешняя модель, когда компания вынуждена покрывать расходы за счет повышения тарифов на грузовые перевозки, опасна как для самой УЗ, так и для экономики Украины в целом.

Ранее Европейская бизнес-ассоциация также призвала правительство предусмотреть в госбюджете компенсации для «Укрзализныци», а также отменить земельный налог для компании – его отменили во всех развитых странах мира.