Всеукраинская ассоциация общин (ВАО) обратилась к премьер-министру Юлии Свириденко, министру финансов Сергею Марченко, вице-премьер-министру по восстановлению Украины Александру Кубракову и министру экономики Александру Соболеву с просьбой учесть в проекте госбюджета-2026 расходы на финансирование пассажирских перевозок.
В ВАО подчеркнули: обеспечение стабильной работы пассажирского сегмента «Укрзализныци» является вопросом социальной стабильности страны, ведь сейчас компания находится в критическом финансовом состоянии.
По прогнозам, ущерб УЗ от пассажирских перевозок в 2025 году составит более 22 млрд грн. Долгое время они были компенсированы за счет прибыли от грузовых перевозок, однако эта модель исчерпала себя.
«Доходы от грузовых перевозок больше не в состоянии перекрывать стремительно растущие убытки пассажирского сегмента. Это создает риски для непрерывности сообщения между регионами», – подчеркнули в обращении.
Особое внимание в ассоциации обратили на социальный аспект проблемы. Большинство украинцев не могут платить экономически обоснованную цену билетов, поэтому повышение тарифов в несколько раз нереалистично и «отрежет от базовых транспортных услуг миллионы людей». Для отдаленных деревень и малых городов железная дорога часто остается единственным доступным видом транспорта.
«Железная дорога обеспечивает доступ граждан к образованию, медицине и социальным услугам, способствует сохранению занятости в общинах, ведь позволяет людям работать в крупных экономических центрах и выполняет стратегическую роль во время войны, влияя на мобильность населения и обороноспособность страны. Но без системной и прогнозируемой поддержки из госбюджета обеспечить стабильное функционирование пассажирского сегмента невозможно», – отметили в ВАО.
Ассоциация предлагает предусмотреть в госбюджете-2026 22–25 млрд грн на финансирование пассажирских перевозок, что соответствует прогнозируемым убыткам за 2025–2026 годы. Кроме того, ВАО призвала создать стабильный механизм ежегодной государственной поддержки через отдельную бюджетную программу, что позволит избежать «латания дыр» и обеспечит предсказуемость в планировании.
«Финансирование железнодорожных перевозок в госбюджете не следует рассматривать как расходы. Это инвестиция в мобильность населения, жизнеспособность территорий, социальную сплоченность и стабильность государства в целом», – подытожил исполнительный директор ВАГ Иван Слободяник.
Ранее Европейская Бизнес Ассоциация также призвала правительство заложить в госбюджете-2026 компенсацию для «Укрзализныци» за убыточные пассажирские перевозки. В ЕБА подчеркнули, что нынешняя модель кросс-субсидирования противоречит европейской практике и снижает конкурентоспособность грузовладельцев. Также там посоветовали отменить земельный налог для УЗ, ведь его не существует ни в одной развитой стране.
Как стало известно, в 2026 году «Укрзализныця» планирует повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 37%, чтобы покрыть растущий ущерб от пассажирских перевозок. В то же время, по подсчетам экономистов, такое повышение может привести к падению грузовой базы на 15%, что даст УЗ лишь около 12 млрд грн дополнительных доходов. В то же время, потери для экономики составят 96 млрд грн ВВП и 36 млрд грн налоговых поступлений.