RU  UA

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Налоги

Одним из последствий решения КСУ будет шаг назад в детенизации капиталов - эксперт в области налогового права

Украинцы не готовы декларировать свои доходы, поскольку не доверяют государству, а власти не хватает реформ, которые бы побуждали бизнес и граждан легализовать теневые капиталы.

Так считает доцент кафедры уголовного права и криминологии Университета ГФС Украины Андрей Гмырин, написал он в блоге на Liga.net.

27 октября суд признал неконституционными положения ЗУ № 1700-VII "О предотвращении коррупции" в части контроля за достоверностью декларирования чиновниками доходов (ст. 366-1 УК), ответственности за их сокрытие (ст. 368-5 УК). По логике судей, полномочия НАПК противоречат Конституции - позволяют органу исполнительной власти отслеживать доходы и выявлять конфликт интересов у представителей судебной ветви власти.

Андрей Гмырин подчеркивает, что отныне отменена уголовная ответственность за недостоверное декларирование (КСУ признал ее слишком суровой); из публичного доступа изымаются е-декларации чиновников; НАПК лишилось контрольных полномочий по конфликтам интересов; утратило право получать уведомления о нарушениях антикоррупционного законодательства и направлять в суд протоколы, а в органы власти - выводы о правонарушениях; ограничено в доступе к проверкам деклараций.

По словам эксперта, решение КСУ нивелирует суть антикоррупционной программы, которую Украина обязалась реализовать в рамках сотрудничества с МВФ, ЕС и США - нормы, признанные неконституционными, заставляли должностное лицо или кандидата на должность раскрывать доходы и источники их получения. Декларирование было залогом вывода экономики из тени, минимизации оборота теневого капитала и привлечения инвестиций.

Андрей Гмырин убежден, что последствия не заставят себя ждать - возвращение "кумовства", отмена безвиза. Возможно, международные партнеры заблокируют финансирование программ с Украиной. Это признает министр финансов Сергей Марченко, называя сумму в 5 млрд долл инвестиций.

Ученый, который около трех лет изучает налоговую систему и является автором комплексной налоговой реформы "От нестабильности к гармонии", пишет, что чиновники заявляют о создании условий для возвращения выведенного и теневого капитала, но успехами похвастаться не могут. Одна из причин - в отсутствии гарантий для декларантов и недоверии граждан и бизнеса к госинституциям.

По мнению эксперта, планам по детенизации экономики, не хватает четкости и стратегии. Андрей Гмырин предлагал правительству использовать один из инструментов легализации теневых капиталов - облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), которые имеют высокую надежность и доходность. ОВГЗ можно перепродавать, оценивать в иностранной валюте.

Андрей Гмырин отмечает, что введение механизма ОВГЗ потребует от государства соблюдения гарантий для граждан и бизнеса. В правилах не должно быть формулировок о "добровольном признании в нарушении законодательства". Эксперт предлагает установить табу на привлечение к ответственности вкладчика из-за объекта вклада. Источники происхождения капитала должны проверяться по упрощенной схеме СБУ - на предмет наличия угроз государству. Легализация капитала возможна через вклады в долгосрочные ОВГЗ. По словам ученого, процедура покупки ОВГЗ должна быть прозрачной и выгодной для участников. Ее применение простимулирует бизнес и граждан к выводу из тени капиталов и инвестированию их в экономику, считает Андрей Гмырин.