Налоговая служба предлагает обществу "Таврию" и уверяет, что это "Мерседес". Так оценивает отчет руководства ГНС доцент Университета государственной фискальной службы Украины, кандидат юридических наук Андрей Гмырин.
По его мнению, вместо пафоса фискальным органам следует сосредоточиться на реальных реформах налоговой системы.
В ГНС заявляют, что их служба строит работу с налогоплательщиками на принципах справедливости, прозрачности и удобства. А среди заслуг называет рост с начала 2021, по сравнению с годом прошлым, поступлений в госбюджет, в частности, за счет НДС. Андрей Гмырин подчеркивает, что 2020 был провальным с точки зрения экономических показателей и не релевантный для сравнений.
В апреле 2020 ВРУ утвердила корректировку плановых показателей бюджета. План доходов уменьшили на 119,7 млрд грн или на 11% и установили на уровне 975,8 млрд грн. По итогам 2020 дефицит госбюджета по сравнению с 2019 вырос в 2,7 раза и стал самым большим за 10 лет (5,3%).
В доработанном варианте бюджета-2021 показатель дефицита уменьшили до 5,5% от ВВП - за счет урезания расходной части и корректировки доходов. Однако, убежден Андрей Гмырин, обновленные цифры не имеют под собой основания: "Перед налоговиками стоит задача - собирать больше! Вот они пытаются это делать. Но за счет ли "развития современной модели взаимодействия с налогоплательщиками"? Об этом логичнее спросить налогоплательщиков", - пишет он.
Он напоминает, что по данным Европейской Бизнес Ассоциации, индекс настроений в предпринимательской среде Украины в 2020 снизился с 3,07 до 2,38 баллов из 5, что является худшим показателем за 3 года. В тройке причин, которые мешают бизнесу развиваться, участники опроса указали "отягчающие налоги и репрессивное давление фискальных органов".
Андрей Гмырин приводит другие показатели "эффективности" работы налоговых органов, обращаясь к рейтингу "Doing Business" Всемирного банка, который оценивает условия ведения бизнеса. Украина здесь занимает 65 место среди 190 стран. Украина продемонстрировала рост по "Получению разрешений на строительство" (с 30 на 20 место), "Подключение к электросетям" (с 135 на 128 место) и "Защита миноритарных инвесторов" (с 72 на 45). В то же время в категории "Налогообложение" страна скатилась с 54-го на 65 место. На практике "удобство и прозрачность" работы ДПС означают, что отечественный предприниматель тратит более 327 часов в год на подготовку и подачу налоговой отчетности. Зато в Грузии - это 216 часов, в США - 175 часов, Эстонии - 50, а в Бахрейне - 22,5.
Еще один показатель - стоимость налогового администрирования. В 2019 на сбор каждых 100 долл налогов Украина тратила 1,08 долл бюджетных средств. В Польше цена составляет 0,65 долл, в Индии - 0,58 долл, а в США - 32 цента. В 2020 стоимость сбора налогов в Украине почти не изменилась.
"Согласен с коллегами-экспертами, которые считают, что нужно менять саму философию налоговой системы - с репрессивной на стимулирующую. Это предусматривает комплекс изменений, которые прописаны в моей программе налоговых трансформаций "От нестабильности в гармонии". Это - реструктуризация налоговых органов, централизация их функций широкая либерализация системы налогообложения, введение амнистии капиталов и налога на выведенный капитал, автоматизация администрирования налогов, сокращение количества налоговых проверок", - заключает Андрей Гмырин.