Законопроект 5655 о градостроительной реформе должен ликвидировать монополию местных властей на принятие решений во всем строительном процессе, приводящей к коррупции, поэтому маленькие громады поддерживают законопроект, а крупные города - сопротивляются. Президент этот документ, вероятно, подпишет до конца года.
Об этом говорится в материале РБК-Украина.
Авторы подчеркивают, что именно монополия местных властей на выдачу разрешительной документации создает монополию на рынке строительства в крупных городах: "2-3 застройщика, приближенные к мэрии, которые обычно становились основными спонсорами избирательных компаний на городах". Согласно тексту документа, органы местного самоуправления приобретают обязательную функцию мониторинга застройки и прав для остановки самовольного строительства. В центре реформы – Единая государственная электронная система в сфере строительства (ЕГЭСС), через которую должны получаться разрешения на строительство. Каждое решение участника процесса, зарегистрированного в системе, будет оставлять цифровой след. В случаях нарушения это позволит идентифицировать нарушение и его исполнителя. Согласно законопроекту, обязанностью исполнительных органов местных советов станет осуществление непрерывного мониторинга застройки. По словам автора проекта Елены Шуляк, действующее законодательство не предоставляет способов его реализации. Реформа же обязывает исполнительные органы на местах мониторить застройку на постоянной основе. За ненадлежащее осуществление этих полномочий должностные лица будут нести ответственность.
Журналисты также развенчивают мифы о реформе, в частности, о допуске "своих" строительных компаний. Как объясняют авторы, право на выполнение работ можно будет получить только в том случае, если документы в реестрах действительны. "Купить" его невозможно из-за внедрения электронной системы. Выдача лицензий будет производиться через электронный кабинет. Что касается возможных злоупотреблений, то законом предусмотрена жесткая ответственность за нарушение - нарушители будут наказываться штрафами, лишением имущества и права работать на рынке. Второе предостережение касается замены госконтроля частным.
"Сложные инфраструктурные объекты со значительным классом последствий (мосты, метро, путепроводы), объекты, заказчиками которых являются госорганы, органы местного самоуправления или культурного наследия, остаются в сфере контроля исключительно ГИАГ", - говорится в статье.
По словам критиков, застройщики смогут создать частные компании для контроля самих себя, но авторы проекта отмечают, что у частного контроля будет ряд ограничений: представители контрольных органов должны будут застраховаться на случай ущерба жизни или имуществу третьих лиц или бездействия при осуществлении контроля. В случае несоответствия критериям или нарушений их полномочия прекращаются, а виновные привлекаются к ответственности: "Частный контроль" не может закрыть глаза на нарушения, совершенные заказчиком (подрядчиком), поскольку в таком случае он будет привлечен к ответственности". В случае неустранения нарушений договор с "частным контролем" расторгается, контролером становится местный совет.
Законопроект не предусматривает лишение архитекторов авторских прав. Указанной редакцией предусматривается только, что существенным условием договора о разработке проектной документации на строительство является определение порядка внесения изменений в проектную документацию на строительство и определение лиц, уполномоченных на осуществление авторского надзора.