‚Популярной в отечественной экспертной и читательской средах тема будущего экономического краха РФ и потеря, как следствие, возможности финансировать войну. Не претендуя на истину, попробую обосновать, почему это — ложная «повестка дня».

Вопрос о возможности РФ финансировать войну следует рассматривать не столько сквозь экономический, сколько через мировоззренческий аспект. Не так важно, есть ли у власти деньги, чтобы совершить какое-то действие «Х», как важно, есть ли у власти желание совершить действие «Х» и есть ли у власти механизм, сдерживающий это действие не делать. А деньги найдутся. В случае с Россией для этого можно применить немало механизмов: повышение налогов, сокращение бюджетных расходов на невоенные статьи, внутренние заимствования (добровольные или принудительные), заимствования у стран-партнеров (например, у Китая или Индии), приватизация активов (например, отобранных у иностранного бизнеса), инфляция и девальвация, «за. Власть – это субъект или лица со своими мотивациями и приоритетами, которые подталкивают их к определенным решениям и действиям. Поэтому, когда власти говорят, что на решение тех или иных проблем нет денег, надо понимать так, что власти не считают эти проблемы достаточно важными, чтобы тратить на них средства. А на то, что власти считают важным, деньги находятся. Наблюдение за действиями нынешней власти РФ наводит на мысль, что взятие под контроль Украины является экзистенциальной целью, воплощение которой денег (как и жизней) не будут жалеть.

Вернемся к сугубо экономической плоскости. Россия многие годы экономически готовилась к войне. Благодаря многолетнему профициту торгового баланса вследствие высоких цен на энергоносители и больших объемов их экспорта сформирован большой запас финансовой прочности. Профицит торгового баланса РФ в 2000-2021 годах в среднем составил 9,3% ВВП в год. Для сравнения: в таких экспортно-ориентированных странах, как Германия – 5,3%, Япония – 0,3%. Именно этот большой многолетний профицит внешней торговли служит источником финансирования войны. Торговый баланс России остается профицитным и после начала войны: 2022 год – 332 млрд долл., 2023 год – 140 млрд долл., 2024 год – 151 млрд дол. Да и дело не столько в сальдо торгового баланса (разницы между экспортом и импортом), сколько в суммах экспортных поступлений РФ. В 2022 году они составляли 591 млрд долл., в 2023 году – 425 млрд долл., в 2024 году – 439 млрд дол. Это поток денежной ликвидности, применяемый для финансирования войны.

Многих радует резкое замедление темпов экономического роста в РФ, наблюдаемое в последнее время. Впрочем, это вполне естественно. «Перегрев» в результате мощного бюджетного стимулирования был настолько сильным, что возвращение на естественную траекторию роста (для России за 15 предвоенных лет среднегодовой рост ВВП составил 1,1%) неотвратимо требовало сильного замедления экономики. Сейчас экономика РФ находится в состоянии "мягкой посадки". Но это не свидетельствует о заметном ослаблении возможности финансировать войну. Дело в том, что экономика РФ разделилась на две части: одна (ВПК и связанные отрасли) поглощает ресурсы другой (гражданские отрасли) для финансирования войны. Сокращение невоенных секторов экономики РФ, а именно они сейчас «буксуют», идет на пользу военным потребностям: меньший спрос на ресурсы (капитал и труд) в гражданской экономике делает эти ресурсы дешевле для ВПК и смежных отраслей. Это побуждает тех, у кого уменьшается доход, идти в армию РФ или на предприятия российского ВПК.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

В последние два года как доказательство болезненного состояния российской экономики называют высокую ставку Центробанка РФ. Впрочем, сама по себе ставка не обязательно характеризует здоровье экономического организма. К примеру, ставка ЦБ Турции сейчас 43% (в 2,4 раза выше ставки ЦБ РФ, которая сейчас 18%), но это не свидетельствует о слабости турецкой экономики. По ставке ЦБ РФ: относительно высокая ставка помогает правительству РФ оптимизировать распределение ресурсов, создавая дефицит доступных денег в отраслях, не работающих на войну. Действия властей РФ подчинены войне, для этого переносятся ресурсы из потребительской экономики в ВПК и связанные с ним отрасли. В значительной степени в этом и состоит смысл высокой ставки. Стагнация гражданских секторов – необходимая часть структурной трансформации экономики под нужды войны, которую осуществляют власти России.

Нобелевский лауреат по экономике Пол Самуэльсон утверждал, что экономика — это дисциплина, изучающая проблемы выбора для достижения поставленных целей в условиях ограниченных ресурсов. Конечно, ресурсы РФ далеко не безграничны. Однако, как отмечалось выше, они велики и, прежде всего, концентрируются для войны против Украины. Об этом свидетельствует и логика сокращения расходов бюджета РФ, утвержденная в июне: секвестрированные расходы на развитие гражданской части экономики и науки. Так, финансирование программы импортозамещения гражданских товаров будет сокращено на 97 млрд. руб. Финансирование программы «научно-техническое развитие РФ», заявленная цель которой – вывести страну на 8-е место в мире по объему научных исследований, снизится на 22 млрд руб. Бюджет программы «Развитие энергетики» сократится на 7 млрд руб. Расходы на программу "развитие гражданского судостроения" уменьшены на 4 млрд руб., программу "развитие гражданской авиации" сократили на 10 млрд руб. Говорит ли это о проблемах РФ с исполнением бюджета? Нет, это говорит, прежде всего, о нежелании властей РФ тратить средства на то, что предотвратит ресурсы, необходимые для финансирования войны.

Отдельно следует упомянуть тех лидеров общественного мнения, которые системно прочат крах экономики РФ. Они, скорее всего, бессознательно, играют не лучшую роль: поскольку обещают этот крах, а он не наступает, реальность все время превосходит ожидания. Они дают аргументы российским пропагандистам: мол, еще весной 2022 года были созданы совершенно не реализовавшиеся ожидания краха и коллапса, следовательно экономика РФ удивительно устойчива (это типичный нарратив российской пропаганды). Лжепророки из YouTube, свидетели экономического «судного дня» РФ, занижают ожидания, а их нужно возвращать в норму.

Возвращаясь к поведенческо-психологической сопоставимой экономике, отмечу: маловероятно влияние населения РФ на тамошнюю власть из-за инфляции, сужения импорта, ухудшения ассортимента товаров в магазинах. Важно не само по себе ухудшение уровня жизни, а темпы ухудшения. Если это будет происходить медленно, обычные россияне почти не будут замечать этого и годами относиться к этому спокойно. Тем более, учитывая приоритетность у них призрачного «величия родины» и «вставания с колен» над материальным.

Три важных ремарки. Первая — в России есть одновременно желание и возможность финансировать войну в течение длительного времени. Вторая — на вопрос «что предлагается», отвечу: не тешить себя иллюзиями по поводу экономического краха РФ. При нынешней интенсивности ведения войны денег на нее в РФ хватит на многие годы, конечно, если не произойдет чего-то неожиданного и критически негативного для РФ. Россия перестроила экономику на военные рельсы. Это, мягко говоря, не прибавляет оптимизма. Но более продуктивно видеть реальность, чем тешить себя иллюзорными надеждами на близкий экономический крах РФ. Надеяться на счастливый случай можно, строить на этом стратегию нет. Третья – вопрос завершения войны лежит в политической, дипломатической и военной плоскостях.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Что нужно сделать для понижения способности РФ финансировать войну?

Нужен унифицированный подход со стороны коллективного Запада, не допускающий исключений ни для товаров (потому что вводят санкции по номенклатуре — зубные щетки импортировать можно, а насосы нельзя и т.д.?), ни для стран — введение «плоского», то есть по любым товарам из РФ сразу, а не только на нефть. Сначала 50%. По мере адаптации – 100%, 200% и т.д. Это устранило бы бюрократическую игру «это добавим, а это не добавим, потому что лоббист запретил». И перевел бы вопрос санкций в фискальную плоскость. Сейчас, если условные Кыргызстан или Турция помогают обойти санкции, они их нарушают, ответственности за что нет. В случае заградительной пошлины событие было бы иным: условные Кыргызстан или Турция прямо изымали бы деньги из доходов американского и европейского бюджетов. Это совсем другое дело – фискальное. Помогли обойти? Выложите все потерянные пошлины и еще штраф оплатите. Это прозрачный, ясный и эффективный механизм.

Необходимо постоянное давление на такие страны, как Китай, Индия, Турция, которые в сверхбольших объемах покупают российские энергоносители. Необходимо реальное противодействие теневому флоту. Члены влиятельных страховых объединений - Insurance Europe, American Insurance Association, Society of Lloyd's - должны окончательно прекратить страхование или перестрахование рисков российских страховых компаний при перевозке нефти и нефтепродуктов.

И, конечно, нужно полностью и навсегда загерметизировать европейский рынок от российских энергоносителей, которые являются реальным оружием Кремля, направленным против Украины и Европы