Журналисты выяснили факты о капремонте экспериментального отрезка дороги Н-23 Кропивницкий - Кривой Рог - Запорожье (участок км 132 + 736- км 140 + 056, Днепропетровская область). Тендер на экспертизу проектной документации объекта состоялся в октябре.
Как пишет Hubs, в смете капремонта на 354 млн грн "не указано о том, что данная дорога будет обустроена с использованием шлаковых материалов".
Как сообщают журналисты, использование шлаков на этом участке дороги согласовали на заседании Технического совета Государственного агентства автодорог Украины 21 мая. С шести типов вариантов конструкций дорожного покрова, согласованных ГП "Укргипродор" и ГП "ГосдорНИИ", Техсовет "предложил согласовать решения по устройству слоя цементобетона дорожного укачиваемого из шлакового заполнителя, слоев основания из шлаковых материалов". В протоколе заседания техсовета зафиксировано, что рекомендуемая толщина слоя цементобетона дорожного (укачиваемого) на экспериментальном участке Н-23 должна составлять 20 см.
"Это прямо противоречит требованиям Государственных строительных норм. В частности, ГСН В.2.3-4: 2015, который содержит четкое требование: "Минимальная толщина цементобетонного покрытия на дорогах (I-II) категорий должна составлять 26 см" (таблица Ж.2, примечание 4). Участники Технического совета обратили внимание на отсутствие нормативных документов, технологии и исследований по изготовлению и устройства цементобетона с использованием шлаков. А в сентябре Укравтодор опубликовал новость о намерении использовать шлаки на этом экспериментальном участке Н-23", - пишет издание.
В документе техсовета говорится, что научным сопровождением проектного решения по применению шлака занималось ГП "ГосдорНИИ". Этому же предприятию в упомянутой смете на капремонт 7 км H-23 планируется выделить 135,5 тыс грн именно на научно-техническое сопровождение (п. 22 сметы).
"Интересно, что вдвое больше, чем на научно-техническое сопровождение, а именно 352 тыс грн планируется выделить на обустройство на объекте дословно "туалета на два очка" (п. 17 сметы)", - отмечает издание.
Вместо этого, как писал Hubs, одновременно ГП "ГосдорНИИ" является автором ГОСТ на шлаки в дорожном строительстве. ГОСТ был разработан в сентябре, вступает в силу с 1 ноября - через пять месяцев после заседания техсовета, после того как Укравтодор начал проводить тендеры на обустройство дорог с использованием шлаков. Более того, Укравтодор отчитался, что при строительстве дорог летом уже использовано не менее 100 тыс кубометров шлаков. А недавно, как писал Hubs, агентство провело результативный тендер на обустройство 29,5 км автодороги за 10,6 млрд грн с использованием шлаков, "но ведомство умолчало о шлаках в своем пиар-сообщении".
Ранее заместитель министра финансов Александр Кава заявил, что эффективность и качество использования шлаков для строительства дорог еще не исследовано, и такую попытку сделают только в следующем году.