RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Новости

22 ноября

Все новости

Процедуры легализации иностранцев перегружены бюрократией - "Европа без барьеров"

Получение иностранцами разрешения на иммиграцию, временной или постоянного вида на жительство, гражданства Украины требует сбора большого количества документов, часто требует больших вложений средств и времени.

Об этом рассказали на пресс-конференции 14-декабре эксперты ОО "Европа без барьеров", передает пресс-служба Международного фонда "Возрождение".

"Первой проблемой, с которой сталкиваются иностранцы при получении разрешений на иммиграцию, видов на жительство, удостоверений зарубежного украинца и гражданства Украины, является неисчерпаемость перечня документов, которые необходимо подготовить", - рассказала аналитик организации Екатерина Кульчицкая.

По ее словам, несмотря на то, что перечень необходимых документов приведен на сайтах ГМС, МИД и других госорганов, и есть в нормативных актах, на практике почти всегда нужны дополнительные документы. Например, кроме регистрации места проживания, иностранцы подают копию паспорта "поручителя" и разрешение на проживание от всех, кто зарегистрирован по этому адресу вместе с финансовыми обязательствами.

"Наиболее проблемными точками процедур легализации является регистрация места жительства, справка о несудимости, справка о выходе из иностранного гражданства после получения гражданства Украины", - рассказала она.

Так, хозяева съемного жилья почти никогда не готовы зарегистрировать у себя арендатора. Сложности с регистрацией привели к появлению черного рынка "прописки". Регистрация и соответствующие разрешения владельца могут стоить от 2,5 до 10 000 гривен.

Получение справок о несудимости часто требует личного присутствия иностранца в стране происхождения. Однако, например, иностранцам, которые принимали участие в АТО / ООС, опасно возвращаться в Россию и другие отдельные страны. В других случаях иностранцам приходится специально ехать за справкой через полмира, тратя очень большие средства.

"Представьте себе, что вам нужно слетать за справкой в Таиланд", - отметила Кульчицкая.

Также после приобретения или принятия в гражданство Украины, лицо должно в обязательном порядке в течение двух лет представить документ о выходе из предыдущего гражданства. Если человеку не удается получить соответствующую справку, ему грозит потеря гражданства Украины, и он может стать лицом без гражданства, если его уже лишили гражданства в стране происхождения, рассказала Кульчицкая.

Также проблемными являются такие элементы процедуры как получение справки о владении языком и справки о наличии средств к существованию или доходов, отметила она.

"Справка о знании языка выдается в школах, но чтобы найти такую школу необходимо провести собственное "расследование", ведь официальный перечень учебных заведений, выдающих такие справки, отсутствует. При этом изучение языка является личным делом иностранца, ведь нет государственных программ по языковой интеграции, малодоступными являются курсы изучения украинского как иностранного", - добавила Кульчицкая.

Еще одна важная проблема - невозможность проверить состояние оформления документов, добавила исполнительная директор "Европы без барьеров" Ирина Сушко.

"По сути, иностранцы вынуждены лично ездить в подразделения ДМС, чтобы спросить о состоянии дел, а, например, процесс принятия в гражданство может продолжаться более года, вид на жительство могут оформлять до года. Особенно это касается иностранцев, зарегистрированных в городах, в которых не проживают. В таких случаях им приходится периодически ездить через пол-Украины, отстоять очередь в другом городе, чтобы спросить, готов ли их документ. Нам известно, например, о случае иностранца, который месяцами регулярно ездил из Киева в Одессу, чтобы спросить о состоянии оформления его документов", - рассказала она.

В такой ситуации эксперты рекомендуют внедрить несколько реформ.

"Необходимо развитие электронной очереди для иностранцев, пересмотр в сторону уменьшения обязательных документов для легализации, четкий и исчерпывающий список необходимых документов, внедрение сервиса проверки состояния оформления документа наподобие того, что действует для биометрических документов граждан Украины, возможность заполнения заявления дома или онлайн, развитие информационной системы обмена данными между ведомствами", - считает Сушко.

Мероприятие организовано в рамках проекта "Общественная оценка и адвокация изменений в государственной политике предоставления гражданства", который выполняется ОО "Европа без барьеров" под эгидой Украинской Национальной Платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства при содействии Европейского Союза и Международного фонда "Возрождение" в рамках грантового компонента проекта "Общественная синергия".