Государственный оператор тыла Минобороны - агентство, обеспечивающее тыловые нужды Вооруженных сил Украины, заключило соглашения на приобретение бронежилетов на общую сумму 975 млн гривен, однако если бы договор подписали с производителем бронезащиты "Темп-3000", цифра была бы меньше.
Так, ГОТ законтрактовал бронежилеты (тип 2, уровень П, вид 5, комплектность 1-5) у двух меньших украинских компаний на сумму 975 млн грн. Это ООО "Харьковский завод средств индивидуальной защиты" и ООО "Укртак.Юа". ГОТ заказал у "Харьковского завода" 20 тысяч бронежилетов "Plastoon uafe" по 30 390 грн. Общая сумма – 608 млн грн.
В ООО "Укртак.Юа" законтрактовали около 12 тысяч бронежилетов "UT-Defence" по 30 780 грн на 367 млн грн. На сайте "Укртак" цена бронежилеты 6 класса защиты начинается от 37 тысяч гривен.
Стоимость "корсаров" предприятия "Темп-3000" значительно меньше – 24 370 грн. Если брать договоры последнего тендера ГОТ, цена в "Темп-3000" по сравнению с "Харьковским заводом средств индивидуальной защиты" меньше на 120,6 млн грн.
компании "Темп-3000" заставила "Харьковский завод" снизить цену своего бронежилета на 20% по сравнению с их поставкой в декабре 2023 (стоимость бронежилета в декабре - 37 900 грн, в мае - 30 390 грн).
Относительно "Укртак.Юа" - такое же количество бронежилетов "Темп" отдало бы ГОТ на 74,56 млн грн меньше. По сравнению с закупкой в марте 2024 стоимость бронежилета "Укртак.Юа" для МО была на 4 300 грн меньше, а следовательно произошло увеличение общей стоимости по договору почти на 50 млн грн.
С учетом изложенных обстоятельств на сумму с отсутствием открытой и прозрачной конкуренции к моменту подписания этих контрактов - это может иметь признаки сговора.
До этого государство закупало элементы защиты для военных не у более масштабных и крупных, а у меньших производств за высшую цену. Такая сумма обусловлена отсутствием локализации. Из-за поставок деталей из-за границы общая стоимость готового бронежилета выше. Сейчас нет системного подхода к закупке средств индивидуальной защиты, и при планировании заранее государство могло бы не тратить сэкономленные средства на заказ более дорогих изделий. Системный подход позволял бы украинским компаниям заранее планировать производство, и это минимизировало бы колебания в поставках и ценах.