Археологи в Эквадоре раскопали необычное захоронение, сделанное примерно 1200 лет назад, и обнаружили останки беременной женщины и ее плода. Обнаруженные доказательства свидетельствуют о том, что она была жестоко убита и расчленена. Кроме того, могила содержала подношения, включая череп другого человека, что побудило исследователей предположить, что женщина могла быть принесена в жертву, чтобы задобрить неизвестное божество.
Статья об исследовании ученых опубликована в Latin American Antiquity.
Загадочное погребение датируется периодом Мантеньо в Эквадоре (с 650 г. до 1532 г. нашей эры). Народ Мантеньо жил вдоль тихоокеанского побережья Эквадора, занимаясь сельским хозяйством и рыболовством, чтобы выжить. Хотя они не являлись сателлитами империи инков, но имели с ней контакт и находились под влиянием практики и верований инков.
В провинции Санта-Элена было найдено в общей сложности шесть древних захоронений, но захоронение беременной женщины выделялось как особенно необычное. Ей было от 17 до 20 лет, и она была примерно на седьмом-девятом месяце беременности, когда скончалась. Данные радиоуглеродного анализа свидетельствуют о том, что ее смерть произошла примерно в 800 году. На черепе были следы ранения тупым предметом, что, вероятно, указывало на то, что она умерла от удара по голове, а вскоре после этого ей было нанесено еще больше увечий.
Благодаря подробному анализу скелетных останков ученые собрали последовательность событий вокруг трагической смерти женщины. Они описывают последовательность так:
"Сначала молодая беременная женщина получила удар по голове (намеренно или случайно) и умерла. Перед погребением ее руки и левую ногу удалили. Затем ее похоронили в грунтовой яме вместе с другими людьми мантеньо и предыдущими жертвами. Позднее погребение было вновь открыто и на ее грудь положили череп другого человека".
Как отмечают исследователи в своем исследовании, человеческие жертвы были редкостью среди древнего прибрежного населения Эквадора. Однако необычные артефакты, найденные в могиле, дают основания полагать, что это было действительно какое-то жертвоприношение.
Могила содержала целый ряд ценных предметов, в том числе раковины, размещенные над глазными впадинами женщины, украшения в форме полумесяца, изготовленные из раковин моллюсков, три окружавших ее тело обсидиановых лезвия и клешня краба на ее животе. По словам ученых, некоторые раковины моллюсков были на 2 тысячи лет старше самого захоронения, что делало их очень ценными предметами торговли.
Череп человека от 25 до 35 лет был найден у плеча женщины. Радиоуглеродная датировка материала предполагает, что его положили в могилу между 991 и 1025 годами нашей эры, то есть через один или несколько веков после смерти женщины.
Ученых очень поразил резкий контраст между жестоким характером смерти женщины и ценными предметами, найденными в ее могиле. Размещение этих предметов, особенно раковин, которые ассоциировались с плодородием и водой, очевидно, свидетельствует о том, что женщина и ее плод получали особую заботу и защиту.
Исследователи, занимающиеся изучением этого ужасного захоронения, предлагают два потенциальных объяснения жертвоприношения.
Одной из возможностей является то, что она была принесена в жертву в результате серьезных событий Эль-Ниньо, происходивших в то время, что повлекло за собой неурожаи и трудности в течение нескольких сезонов вегетации. Ее беременность могла сделать ее символом плодородия, и жертва ее богам могла быть способом гарантировать, что они восстановят плодородие земли. Многие артефакты в могиле и их связь с водой и плодородием, кажется, поддерживают эту идею.
Другая возможность, основанная на моделях погребения среди народа Мантеньо, заключается в том, что женщины могли иметь значительную политическую власть. Если женщина была политической фигурой, ее смерть и последующее жертвоприношение могли быть попыткой устранить соперницу, но порядок захоронения отражал ее высокий статус.
Напомним, ранее в испанской Гранаде раскопали доисторическое захоронение, которому 5,6 тысячи лет, шокировавшее ученых поразительным дисбалансом - женщин обнаружено вдвое больше, чем мужчин.